Интегрированное обучение и воспитание – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОПФР и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляется совместно в общеобразовательном учреждении.
Реализация права ребенка с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства позволила внедрить в практику обучения новую форму организации образовательного процесса – интегрированное обучение и воспитание.
В последнее время мы все чаще слышим «инклюзивное образование», «безбарьерная среда». Инклюзивное образование является логическим продолжением идей интегрированного обучения. Инклюзивное образование 9включение) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
По официальным данным, в Беларуси около 7% детей имеют особенности психофизического развития. В стране насчитывается более 25 тыс. детей-инвалидов и более 120 тыс. детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальных условиях для обучения.
В настоящее время в Беларуси на базе обычных школ работают 222 специальных класса, 5787 классов интегрированного обучения, а так же 1368 пунктов коррекционно-педагогической помощи. В более чем десяти школах создана безбарьерная среда (в Минске, Гродно, Бресте).
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.
Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.
Обучение детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) в условиях образовательной интеграции позволяет ребенку жить в семье, а родителям активно участвовать в воспитании и развитии своих детей.
Необходимым условием организации интегрированного обучения является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса, создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с ОПФР.
Мы понимаем, что интеграция в образовании (образовательная интеграция) не является только механическим объединением здоровых учащихся и учащихся с нарушениями физического и (или) психического развития в классе, в школе. Это новая система функционирования школы, в ином режиме независимо от количества в нем специальных классов и классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания.
Руководствуясь принципом приоритетности интересов ребенка, его особых потребностей в нашей школе осуществляется своевременное выявление детей с особенностями. В этот процесс вовлечены все заинтересованные лица (родители, педагоги, медицинские работники), при этом учитывается данные развития детей в дошкольном возрасте. По результатам комплексной диагностики с учетом образовательного маршрута осуществляется коррекционно-образовательный процесс.
В своей работе мы обязательно учитываем мнение и желание родителей, проводим большую разъяснительную работу, так как опыт показывает, что многие родители не имеют достаточных знаний в области педагогики и психологии, не всегда понимают необходимость обучения их ребенка по другой образовательной программе.
Педагогический коллектив школы понимает, что образовательная интеграция – двусторонний процесс. С одной стороны, ребенок с ОПФР готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству школы. С другой стороны, и школа готовится к работе с ребенком, имеющим нарушения психофизического развития, создает специальные условия для его обучения и воспитания.
В учреждении функционирует кабинет, в котором проводят занятия учитель-дефектолог. Для кабинета приобретена новая мебель, доска, кабинет оснащен компьютерной техникой.
Проводится работа по созданию безбарьерной среды в учреждении образования -оборудован пандус.
Районный праздник "Поверь в себя"
КТД "Лучшая поздравительная открытка"
Работа в школе в данном направлении проводится: много сделано и очень много еще предстоит сделать.