Советы родителям по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Самой главной ценностью человека является его здоровье. Дошкольный возраст – это период, когда закладывается фундамент здоровья. Многолетний опыт работы в саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя дефектолога в формировании речи дошкольников.
По статистике 70 – 90% детей, посещающих учреждения дошкольного образования, имеют проблемы с речевым развитием, что может обуславливать трудности обучения в школе.
Как развить речь ребенка?
- С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не просто говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
- Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте употреблять известные ему слова. Учите играть в сюжетные игры, сопровождая их словестными комментариями.
- На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них, интонационно выделяя голосом новое слово.
- Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша!
- Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам картинки, которые вы называете, и самому рассказывать о том, что на них нарисовано.
- Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.
Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.
Звукопроизношение у детей
Норма и патология
С рождения малыш распознает и отличает речь от других звуков, которые слышит, почти сразу начиная узнавать голос матери. На протяжении первого года активно развивается его способность понимать речь окружающих.
К трем годам словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов. Малыши узнают и называют картинки в книжках. В их речи появляются более сложные предложения. Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчинёнными предложениями: «Когда я буду большой, я тебя подниму».
Языковые возможности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми. Трехлетний малыш говорит окружающим о том, что ощущает, испытывает, о чем думает, может выразить свое отношение к людям – любовь, ласку, недовольство.
Развивается и произносительная сторона речи: к трем годам большинство детей правильно и четко произносят многие звуки, хотя речь не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой произношения в этом возрасте является смягченность: ребенок произносит слово «масинка» вместо «машинка».
У некоторых отсутствуют в речи шипящие звуки, звук [р], замена звука [л] на [й], т.к. артикуляционный аппарат еще недостаточно окреп. Все эти нарушения речи относятся к так называемым физиологическим нарушениям, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи. Однако у некоторых детей могут наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае необходимо обратиться к специалисту – учителю-дефектологу.
Хочется обратить внимание родителей на то, что уже в младшем дошкольном возрасте у половины детей наблюдаются патологические формы развития речи. Поэтому нужно как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.
В каких случаях нужна консультация учителя-дефектолога:
- У ребенка не развивается фразовая речь, в его словаре имеются только небольшой набор лепетных или искаженных слов;
- Малыш не использует речь как средство общения с окружающими;
- Он может говорить некоторые слова, но произносить их несоответственно к предмету, объекту или ситуации;
- Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый);
- Малыш заикается;
- Вы замечаете нехарактерное произношения ряда звуков: во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер.
Осознанное дыхание - путь к здоровью
Одной из причин нарушения звукопроизношения является неправильное дыхание. От него во многом зависит здоровье человека, его физиологическая и умственная деятельность. Дыхательная функция важна для нормальной жизнедеятельности детского организма. Однако дыхательная система ребенка еще несовершенна, особенно у детей с речевыми нарушениями. У таких детей дыхание поверхностное учащенное. Следует учить их дышать правильно, глубоко и равномерно. Дышать надо через нос. Необходимо научить детей регулировать дыхание.
Родители, к сожалению, не всегда обращают должного внимания на особенности дыхания. При обследовании детей с речевыми нарушениями было выявлено, что больше чем у половины из них нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, гипертрофия небных миндалин 2 – 3 степени и др.)
При неправильном дыхании:
- Организм получает меньше кислорода;
- Изменяется голос, нарушается речь;
- Наблюдается затруднения в пережевывании пищи;
- Притупляется обоняние;
- Пропадает аппетит;
- Искривляются зубы;
- Дети раздражительны, плаксивы, рассеяны и вялы.
Дыхательная гимнастика – залог успеха
Дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простуде и другим заболеваниям, а так же выносливости при физических нагрузках.
Дыхание можно и нужно тренировать.
Упражнения на дыхание:
- «Ароматные коробочки»
Понюхать коробочки с еловыми или сосновыми иголками, апельсиновыми корочками. Определить запах.
- «Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата»
Повторить с ритмичными интервалами, как бы выталкивая воздух через рот согласные звуки [б, в, м, н, т, ж, ш, ф]
- Очень полезно следующее упражнение: 5 – 6 раз вдыхать и выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.
Речь и развитие моторики, их взаимосвязь
Развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Игры с пальчиками – средство, повышающее работоспособность головного мозга. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речь.
Игры и упражнения:
v На развитие тактильного восприятия
«Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешок со знакомым предметом или игрушкой и на ощупь определяет, что это)
v Игры с водой
«Тонет – не тонет», «Теплый - холодный» и т.д.
v С песком и другим сыпучим материалом
«Печем куличики», «Рисуем палочкой», «Найди клад» и др.
v Игры с нанизыванием
«Собери бусы», «Собери пирамидку», «Проведи дорожку»…
v Фольклорные пальчиковые игры
«Сорока - ворона», «Ладушки»
v На выкладывание
«Мозаика», «Пазлы», «Разрезные картинки», «Кубики»
v «Шнуровки», «Застежки» и др.