Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Советы родителям по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста

Дата: 28 февраля 2016 в 17:03, Обновлено 29 декабря 2019 в 14:09

Советы родителям по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста 

     Самой главной ценностью человека является его здоровье. Дошкольный возраст – это период, когда закладывается фундамент здоровья. Многолетний опыт работы в саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя дефектолога в формировании речи дошкольников.

     По статистике 70 – 90% детей, посещающих учреждения дошкольного образования, имеют проблемы с речевым развитием, что может обуславливать трудности обучения в школе.

Как развить речь ребенка?

  • С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не просто говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
  • Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте употреблять известные ему слова. Учите играть в сюжетные игры, сопровождая их словестными комментариями.
  •  На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них, интонационно выделяя голосом новое слово.
  • Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша!
  • Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам картинки, которые вы называете, и самому рассказывать о том, что на них нарисовано.
  • Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.

Звукопроизношение у детей

Норма и патология

     С рождения малыш распознает и отличает речь от других звуков, которые слышит, почти сразу начиная узнавать голос матери. На протяжении первого года активно развивается его способность понимать речь окружающих.

     К трем годам словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов. Малыши узнают и называют картинки в книжках. В их речи появляются более сложные предложения. Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчинёнными предложениями: «Когда я буду большой, я тебя подниму».

     Языковые возможности ребенка постоянно совершенствуются  в общении с окружающими людьми. Трехлетний малыш говорит окружающим о том, что ощущает, испытывает, о чем думает, может выразить свое отношение к людям – любовь, ласку, недовольство.

     Развивается и произносительная сторона речи: к трем годам большинство детей правильно и четко произносят многие звуки, хотя речь не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой произношения в этом возрасте является смягченность:   ребенок произносит слово «масинка» вместо «машинка».

     У некоторых отсутствуют в речи шипящие звуки, звук [р], замена звука [л] на [й], т.к. артикуляционный аппарат еще недостаточно окреп. Все эти нарушения речи относятся к так называемым  физиологическим нарушениям, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи. Однако у некоторых детей могут наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае необходимо обратиться к специалисту – учителю-дефектологу.

     Хочется обратить внимание родителей на то, что уже в младшем дошкольном возрасте у половины детей наблюдаются патологические формы развития речи. Поэтому нужно как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.

В каких случаях нужна консультация учителя-дефектолога:

  • У ребенка не развивается фразовая речь, в его словаре имеются только небольшой набор лепетных или искаженных слов;
  • Малыш не использует речь как средство общения с окружающими;
  • Он может говорить некоторые слова, но произносить их несоответственно к предмету, объекту или ситуации;
  • Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый);
  • Малыш заикается;
  • Вы замечаете нехарактерное произношения ряда звуков: во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает  шепелявый или «хлюпающий» характер.

Осознанное дыхание -  путь к здоровью

     Одной из причин нарушения звукопроизношения является неправильное дыхание. От него во многом зависит здоровье человека, его физиологическая и умственная деятельность.  Дыхательная функция важна для нормальной жизнедеятельности детского организма. Однако дыхательная система ребенка еще несовершенна, особенно у детей с речевыми нарушениями. У таких детей дыхание поверхностное учащенное. Следует учить их дышать правильно, глубоко и равномерно. Дышать надо через нос. Необходимо научить детей регулировать дыхание.

     Родители, к сожалению, не всегда обращают должного внимания на особенности дыхания. При обследовании детей с речевыми нарушениями было выявлено, что больше чем у половины из них нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, гипертрофия небных миндалин 2 – 3 степени и др.)

При неправильном дыхании:

  • Организм получает меньше кислорода;
  • Изменяется голос, нарушается речь;
  • Наблюдается затруднения в пережевывании пищи;
  • Притупляется обоняние;
  • Пропадает аппетит;
  • Искривляются зубы;
  • Дети раздражительны, плаксивы, рассеяны и вялы.

Дыхательная гимнастика – залог успеха

    Дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простуде и другим заболеваниям, а так же выносливости при физических нагрузках.

Дыхание можно и нужно тренировать.

Упражнения на дыхание:

  • «Ароматные коробочки»

Понюхать коробочки с еловыми или сосновыми иголками, апельсиновыми корочками. Определить запах.

  • «Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата»

Повторить с ритмичными интервалами, как бы выталкивая воздух через рот согласные звуки [б, в, м, н, т, ж, ш, ф]

  • Очень полезно следующее упражнение: 5 – 6 раз вдыхать и выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.  

Речь и развитие моторики, их взаимосвязь

Развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Игры с пальчиками – средство, повышающее работоспособность головного мозга. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речь.

Игры и упражнения:

v  На развитие тактильного восприятия

«Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешок со знакомым предметом или игрушкой и на ощупь определяет, что это)

v  Игры с водой

«Тонет – не тонет», «Теплый - холодный» и т.д.

v  С песком и другим сыпучим материалом

«Печем куличики», «Рисуем палочкой», «Найди клад» и др.

v  Игры с нанизыванием

«Собери бусы», «Собери пирамидку», «Проведи дорожку»…

v  Фольклорные пальчиковые игры

«Сорока - ворона», «Ладушки»

v  На выкладывание

«Мозаика», «Пазлы», «Разрезные картинки», «Кубики»

v  «Шнуровки», «Застежки» и др.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.