Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Конспекты уроков: 1 класс

Дата: 19 марта 2021 в 17:04, Обновлено 19 марта 2021 в 17:04
Автор: Макась А. А.

Конспект урока

изобразительного искусства в 1 классе

Раздел программы: «Изображение на плоскости. Цвет»

Тема урока: «Светлые и тёмные оттенки цвета»

Тема: Папараць-кветка

Цель урока: формирование представления учащихся о светлых и темных оттенках цвета.

Задачи урока:

1) формирование умений получать и использовать светлые и темные оттенки основных и составных цветов;

2) формирование умения рационально заполнять изображениями картинную плоскость;

3) ознакомление со способами и приемами окрашивания бумаги: «вливание цвета в цвет», «по-сырому», посыпание крупной солью;

4) формирование умения передавать светотеневые градации при моделировании объема изображаемых объектов.

Изобразительное искусство

 1 класс

Раздел программы: «Изображение на плоскости. Цвет»

Тема урока: «Светлые и тёмные оттенки цвета»

Тема: Папараць-кветка

Цель урока: формирование представления учащихся о светлых и темных оттенках цвета.

Задачи урока:

1) формирование умений получать и использовать светлые и темные оттенки основных и составных цветов;

2) формирование умения рационально заполнять изображениями картинную плоскость;

3) ознакомление со способами и приемами окрашивания бумаги: «вливание цвета в цвет», «по-сырому», посыпание крупной солью;

4) формирование умения передавать светотеневые градации при моделировании объема изображаемых объектов.

Оборудование: (для учителя) материалы пособия Н. И. Касабуцкого «Дидактические материалы по изобразительному искусству (I—VI классы)» (с. 52); для учащихся — материалы учебного пособия (илл. 7 на с. 33; с. 92—94).

Произведения искусства, рекомендуемые к использованию на уроке:

1. Литературные: «Папараць-кветка» (отрывок из песни ансамбля «Песняры», слова народные, музыка И. Лученка).

2. Произведения изобразительного искусства: иллюстрации с изображением цветов (роза, ромашка, сирень, василек, герань, пион);

И. Хруцкий «Цветы и плоды», С. Каткова «Полевые цветы».

3. Музыкальные: белорусская народная песня «Купалинка».

Наглядные пособия: технологическая карта последовательности выполнения композиции, иллюстрации с изображением цветов.

Художественные материалы, инструменты для работы: бумага (формат А4), гуашь, кисточки, карандаш, тряпочки и др.

Оформление классной доски: с левой стороны — технологическая карта последовательности выполнения композиции «Папараць-кветка»; вверху — дата и тема урока; с правой стороны — иллюстрации цветов и «папараць-кветкі».

Ход урока:

1. Организационный момент

Вот и прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
В царстве сказочных цветов,
Добрых эльфов, колдунов
Вы друзей приобретёте
И без знаний не уйдёте!

1.1. Проверка готовности класса к уроку

— Ребята, приведите свои места в порядок. Проверьте, все ли готово к уроку.

1.2. Актуализация опорных знаний учащихся

— Какие цвета называются главными или основными? (Красный, желтый, синий.) Почему художник не может обойтись без них?

— Какие цвета получаются при смешивании основных цветов на палитре? (Составные.) С какими составными цветами мы познакомились на прошлом уроке? (Оранжевым, зеленым и фиолетовым.)

Проблемная задача

— У вас есть только три краски (красная, желтая и синяя), как вы поступите, если вам будет нужно нарисовать: а) апельсин; б) огурец; в) баклажан; г) абрикос; д) помидор; е) лук; ж) виноград.

— Давайте вспомним, где в природе можно встретить уже знакомые нам основные и составные цвета вместе? Назовите цвета радуги по порядку.

Проблемный вопрос

— Какой из перечисленных цветов не относится к известным нам основным и составным цветам? (Голубой.)

— А как вы думаете, на какой цвет он больше всего похож? (Ставятся рядом карточки с синим и голубым цветами). А чем голубой цвет, на ваш взгляд, отличается от синего? (Голубой цвет светлее синего.) А кто-нибудь догадается, какой цвет нужно добавить к синему, чтобы получить голубой цвет? (Нужно добавить белый цвет.)

2. Объяснение новой темы

2.1. Сообщение темы урока. Формулирование цели и задач изучения нового материала

— Сегодня на уроке мы узнаем о том, что цвета, а точнее, оттенки цвета, бывают темные и светлые. Познакомимся получше с белым и черным цветами. Научимся получать темные и светлые оттенки основных и составных цветов.

2.2. Вводная беседа

- Мир, лежащий перед нами, полон красок. Все цвета имеют очень много оттенков. Нужно только научиться внимательно смотреть вокруг себя. И тогда вы увидите то цветовое богатство, которое подарила нам наша планета.

Художники очень наблюдательные люди. Они отличают даже незначительные различия в оттенках цвета и передают его в своих картинах. Например, если нужно написать одуванчики, календулу или подсолнухи, то художники не станут долго раздумывать над тем, какой именно оттенок жёлтого цвета у этих растений. Со временем вы тоже научитесь различать, подбирать и использовать в своих работах различные оттенки одного цвета. А если вы уже умеете составлять на палитре 2—3 оттенка жёлтого, красного, синего и зелёного цветов, то вас можно считать настоящими художниками.

Кисточка-Зазнайка желает, чтобы вы отгадали загадку. Она подсказывает, что речь пойдёт о самом красочном явлении природы.

Учитель зачитывает загадку о радуге

Разноцветные ворота

На луну построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три —

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать? (Радуга.)

— Нет на земле человека, который не был бы очарован красотой радуги. Сколько цветов она имеет? Их семь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. В какой последовательности расположены цвета в радуге? Чтобы без раздумий ответить на этот вопрос, запомните нехитрую фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Первая буква каждого слова является первой буквой названия определённого цвета: к — красный; о — оранжевый; ж — жёлтый; з — зёленый; г — голубой; с — синий; ф — фиолетовый.

Этой фразе есть аналог в белорусском языке: «Чмель авадню жалейку зрабіў, будзем скакаць фарсіста» (ч — чырвоны; а — аранжавы; ж — жоўты; з — зялёны; б — блакітны; с — сіні; ф — фіялетавы).

Но не только радуга привлекает нас сочетанием ярких цветов. Мы не можем быть равнодушными к красоте заката и восхода солнца, к богатству цветовой палитры осенних листьев. Луговые и комнатные цветы восхищают своими формами, строением и окраской. Их цвет может быть ярким, насыщенным или нежным, бледным. Они бывают розовые, лиловые, голубые... На перечисление всех оттенков уйдёт много времени.

Краски в наборах гуаши или акварели очень редко совпадают по цвету с окраской объектов природы. Даже профессиональным художникам приходится изрядно потрудиться, прежде чем они найдут верное сочетание красок для получения нужного цвета.

А вы знаете, как получить светлые или тёмные оттенки цвета? Чтобы подобрать тот или иной цвет, нужно определить, к какой краске из вашего набора он ближе всего, и затем к этой краске добавить другую. Бывают ситуации, когда цвет объекта, который вы хотите изобразить, гораздо светлее или темнее цвета краски из баночки. Тогда к нему нужно добавить белила или чуть-чуть чёрной краски.

Цвета в радуге и на лепестках живых цветов переходят от одного к другому плавно. Они существуют реально, но так похожи на фантастическое явление и сказочную нереальность.

— Сегодня мы с вами будем рисовать волшебный цветок «Папараць-кветку».

С этим цветком связано множество красивых легенд. «Папараць-кветку» еще называют «Цветком счастья», который расцветает один раз в год. В этот день по древней традиции люди собираются вместе, поют песни, водят хороводы, девушки плетут венки, которые спускают на воду, жгут костры. А в полночь ищут цветок Счастья. Кто из вас догадался о каком народном гулянии, празднике идет речь? (Купалле). Народные гуляния, посвященные этому празднику, проходят в середине лета в ночь с 6 на 7 июля.

С праздником Купалле связано много легенд. Одна из них рассказывает о том, что люди верили, что если во время праздника человек найдет папараць-кветку, то он сможет понимать язык зверей, деревьев, птиц и вообще станет счастливым. А в другой легенде говорилось, что если человек найдет папараць-кветку, то найдет свою любовь и счастье.

Кветка-папараць — дзіўнае паданне.

Гэта песня пра маё к табе каханне.

Кветку-папараць, павер, знайду я,

І той кветкаю цябе я зачарую.

Я даўно шукаю кветку,

Што цвіце ў Купалле ўлетку.

(Отрывок из песни ансамбля «Песняры»)

Но до сих пор неизвестно, нашел ли кто-нибудь этот цветок счастья.

Учитель показывает карточки с изображением цветов (в каждой паре цветы одного тона, но один цветочек — значительно темнее, а другой — светлее). Дети сравнивают оттенки.

2.3. Анализ произведений искусства

Учитель предлагает для восприятия учащихся 2 репродукции: одну — в светлом, вторую — в темном колорите. Можно предложить работы: Я. Драздовича «Усяслаў Полацкі сядзіць у порубе пад палатамі кіеўскага князя» и «Развітанне з родным Полацкам»; произведения И. Хруцкого «Цветы и плоды» и С. Катковой «Полевые цветы» (или другие произведения, по желанию учителя).

— Посмотрите, какую богатую гамму цветов использовал художник Иван Хруцкий, создавая свое выдающееся произведение «Цветы и плоды» (открывается слайд или репродукция, дети называют светлые и темные оттенки цветов).

Учащиеся рассуждают, какие цвета и их оттенки преобладают в композиции. Отвечают на вопрос, с какой целью художник использовал сочетание светлых или темных оттенков в своей работе.

2.4. Объяснение последовательности выполнения композиции

— Мы с вами вспомнили, что в радуге только семь цветов. Но в природе существует очень много различных цветов и их оттенков. Поэтому чтобы передать всю красоту мира, семи цветов маловато.

— А как получить светлые и темные оттенки на палитре? Какие краски нужно смешать?

Учитель берет красную краску и постепенно добавляет в нее белую, демонстрируя детям, как можно получить оттенки от ярко- красного до бледно-розового.

Затем добавляет в красную краску немного черного цвета и демонстрирует получившиеся темно-красные оттенки.

— Так и работает художник: смешивает краски, находит все новые и новые оттенки.

— Карандаш-Знайка и Кисточка-Зазнайка всегда готовы прийти к нам на помощь и рассказать, как «необычное» можно создать с помощью обычных материалов. Вот письмо Кисточки-Зазнайки, в котором она даёт нам такие советы: «Для изображения аленького цветочка вы можете взять красную краску и смешать её с белилами — получится алый цвет. А какой цвет может иметь «папараць-кветка»? С какой краски нам лучше начать поиски цвета для этого цветка? Как известно из легенды, «папараць-кветка» распускается ночью. И если её можно найти в темноте, то, вероятно, она излучает свечение. Локальный (предметный) цвет цветка папоротника вы можете выбрать любой: жёлтый, красный, оранжевый, фиолетовый, голубой и т. п. Но вполне возможно, что «папараць-кветка» переливается всеми цветами радуги и имеет несколько цветов.

Для изображения аленького цветочка и цветка папоротники я рекомендую вам выбрать светлые цвета, а для фона — темные. Тогда изображения цветков будут достаточно выразительными и яркими как среди зелени в саду Чудовища, так и н дремучем ночном лесу. Не бойтесь фантазировать и у вас всё получится!»

Учителю рекомендуется продемонстрировать некоторые приёмы и способы окрашивания бумаги, которые учащиеся могут использовать при подготовке фона для композиции:

• если на невысохшую краску набросать крупинки соли, получатся интересные разводы;

• если участки бумаги, отведённые для фона, сначала смочить водой, а затем накладывать пятнами краску, то цвета плавно затекут один в другой.

Игра «Найди волшебный цветок»

А теперь давайте поиграем в игру «Найди волшебный цветок». На классной доске расположены иллюстрации цветов (роза, ромашка, сирень, василек, пион, герань и др.). Среди цветов детям предлагается найти необычный цветок «Папараць-кветку».

— Почему именно этот цветок вы считаете «Папараць-кветкой»? (Необычная форма листьев, разноцветные лепестки и т. д.)

— Каждый из вас сегодня на уроке создаст свою композицию «Папараць-кветку», используя темные и светлые оттенки основных и составных цветов.

— Из чего состоит цветок? (Из стебля, листьев, цветка.)

— Какую форму напоминает каждая из этих частей?

— А какого цвета может быть сам цветок, стебель, листья?

— Подумайте, как будет выглядеть ваш цветок, чтобы правильно расположить лист бумаги. (Ответы детей.)

— А теперь представьте себя волшебниками и создайте свой живописный цветок счастья.

Учитель советует, как лучше расположить лист (горизонтально или вертикально) и объясняет, в какой последовательности следует рисовать цветок (показ методической таблицы и образцов детских рисунков).

Физиорелаксация

Закройте глаза и представьте себя волшебным цветком. Почувствуйте, как вы «растете» из земли и как «раскрываются» ваши чудесные лепестки. Подул легкий ветерок, и вы закачались, так легко и радостно... (дети выполняют движения).

— Каким цветком вы себя представили. Можете открыть глаза и начать работу.

3. Самостоятельная работа учащихся.

3.1.Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

— Вспомним, как правильно работать с красками. (Нужно работать аккуратно, чтобы не забрызгать одежду и лицо, не испачкать соседа).

3.2. Творческая деятельность учащихся по выполнению композиции под руководством-учителя.

Выполнение композиции «Папараць-кветка».

Во время работы учитель оказывает фронтальную и индивидуальную помощь, исправляет характерные ошибки, поощряет ярко выраженный творческий подход к работе. Особое внимание уделяется технике получения светлых и темных оттенков основных и составных цветов на палитре и использованию получившихся оттенков в композиции.

Звучит песня «Купалинка».

4. Итоги урока. Рефлексия

4.1 Закрепление новых знаний

— О каком цвете радуги мы сегодня говорили на уроке? На какой цвет похож голубой цвет? Чем он отличается от синего цвета?

— Как получают светлые оттенки цвета? (Добавлением белой (светлой) краски.)

— Назовите несколько светлых оттенков. (Розовый, бежевый.)

— Как получают темные оттенки цвета? (Добавлением черной (темной) краски.)

— Назовите несколько темных оттенков. (Бордовый, изумрудный.)

Дидактическая игра «Темный и светлый»

На доске магнитами хаотично закреплены 5 кружков одного цветового тона, различающиеся по светлоте. Детям необходимо правильно организовать ряд кружков от более светлого к темному.

4.2. Выставка и анализ работ учащихся.

Учитель анализирует работы учащихся, хвалит за усердие. При наличии ошибок указывает на них. Составляет выставку.  (Уборка рабочих мест.)

Пісьмо складоў з і, ы

Тэма: Пісьмо складоў з і, ы

Мэты: 

  • Садзейнічаць замацаванню вывучаных літар;
  • адпрацоўваць навык напісаня вывучаных літар, складоў і слоў з імі, паказаць ролю літары і ў складзе пасля зычнай;
  • звярнуць увагу на сэнсаадрознівальнае значэнне слоў з гукамі іы ў складзе;
  • вучыць абазначаць мяккасць папярэдняга зычнага на пісьме літарай і, пашыраць слоўнікавы запас вучняў;
  • выхоўваць акуратнасць пісьма ў пропісях.

Абсталяванне: пропісь 2, ручка, аловак, лялька, скрынка з рознымі рэчамі, малюнкі, алфавіт, надрукаваныя словы, карткі з заданнямі, трэнажор для вачэй, лінеечкі поспеху.

План урока

І. Арганізацыйны момант. Матывацыя

Празвінеў ужо званок

Яго голас нам знаёмы.

Запрашае на ўрок

Беларускай мовы.

ІІ. Паведамленне тэмы і мэты урока

-Паслухайце скорагаворку:

Міла мылам мыла мішку,

Ляльку брудную Ірышку,

Мыла-мыла мылам Міла,

З твараў цацак фарбу змыла.

- Хто мыў мылам?

+ Міла.

- Каго яна мыла?

- Мішку, ляльку Ірышку.

- Якія галосныя гукі вы пачулі ў словах?

- Сёння будзем вучыцца пісаць склады і словы з літарамі іы.

А дапамагаць нам будзе лялька, а завуць яе….

+ Ірышка.

ІІІ. Актуалізацыя ведаў

-         Запішам слова Ірышка. Ці ўсе літары ўмеем пісаць?

-         Чаму з вялікай літары? Колькі галосных? Колькі складоў? Назавем злучэнні літар? Пастаўце націск?

ІV. Работа па тэме

Чытанне складоў на дошцы і ў пропісях. Тлумачэнне мяккасці папярэдняга зычнага на пісьме літарай і. Адрозненне складоў з ы.

Пісьмо складоў.

Я сшытачак дастану

І як трэба пакладу.

Я ад вас, сябры, не скрыю:

Ручку я вось так вазьму.

Сяду роўна, не сагнуся

І за працу я вазьмуся!

Праца вучняў у пропісях. (Лялька Ірышка правярае і хваліць дзяцей за пісьмо.)

Гімнастыка для вачэй (выкарыстоўваем трэнажор)

Гімнастыка для пальчыкаў (па чарзе паказваюць пальчыкі, пачынаючы з мезенчыка)

Гэты пальчык у лес пайшоў.

Гэты пальчык грыб знайшоў.

Гэты пальчык стаў чысціць.

Гэты пальчык стаў смажыць.

Гэты пальчык сеў паеў

Ад таго і патаўсцеў!

Праца вучняў у пропісях.

- Лялька Ірышка прынесла нам цікавую скрыначку. Паглядзім, што у ёй? (настаўнік заглядвае…) Тут розныя рэчы. Паспрабуем іх правільна назваць на беларускай мове.

Гульня “Перакладчыкі”

Дзеці называюць словы: лыжка, відэлец, яблык, сшытак, алоўкі, пэндзлік, бусел, ліхтарык, зоркі, сонейка.

- У якіх словах чуем гукі і, ы? (на дошцы малюнкі з гэтымі словамі)

Пісьмо слоў пад дыктоўку: Іра, рыба, Ліна, лінь, зоркі, Лунін.

Дыферэнцыраваныя заданні: “Літара згубілася”, “Пазнай словы”.

“Літара згубілася”

У словах м…шка, пам...дор, с…р, л…жы, л…са трэба ўставіць і дапісаць літары і, ы.

- Якія літары ўставілі? (аналіз слоў)

V. Падвядзенне вынікаў

- Словы з якімі літарамі вучыліся сёння пісаць?

- Якія словы былі для вас новымі? Якія цяжка было пісаць?

VІ. Рэфлексія

-  Адзначце на сваіх лінеечках поспеху сваю работу на ўроку.

- Ляльцы Ірышцы сёння спадабалася на нашым уроку. Яна таксама задаволена вашымі поспехамі. Яна вам дорыць “Сонейкі” за вашу працу на ўроку. Малайцы!

-         Прымацуйце свае “Сонейкі” на дошку: добры настрой у вас – высока, не зусім добры - нізка.

-         Дзякуй усім за ўрок!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.