Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Осторожные сказки для детей по ОБЖ

Дата: 10 сентября 2017 в 10:27, Обновлено 28 февраля 2022 в 18:18

<font size="4">   Сказки по ОБЖ</font>

<font size="4">Что такое сказки, вы, конечно, знаете. Но почему они называются «</font><font size="4">осторожными</font><font size="4">»?</font>
<font size="4">Да потому, что эти сказки помогут научить вас осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где подстерегают опасности.</font>
<font size="4">Вы можете возразить: «Ну, какие опасности дома? В родном доме нам знаком каждый уголок, здесь тепло и уютно, рядом любящие нас люди — мама, папа, бабушка, дедушка».</font>
<font size="4">   Так-то оно так! Но ведь в вашем доме наверняка есть электроприборы, на кухне стоит газовая или электрическая плита, из крана течет горячая и холодная вода. И электричество, и газ, и вода могут стать причиной опасности. А любую опасность легче предвидеть и избежать, чем бороться с ней.</font>
<font size="4">   Я хочу посоветовать вам, дорогие ребята, прежде чем что-либо сделать, подумать о том, к чему ваши действия могут привести. Представьте, что в лесу ваше внимание привлек небольшой зеленый кустарник, усыпанный крупными сочными ягодами. На вид ягоды аппетитные и спелые. Вам так хочется их попробовать. Но прежде чем сорвать ягоду и положить ее в рот, подумайте, а стоит ли это делать? Ведь вы не знаете, что это за кустарник. Может быть ягоды, созревшие на нем, ядовитые?</font>
<font size="4">Если рядом с вами взрослые, то спросите у них, что за ягоды перед вами. А если спросить не у кого, то лучше не рисковать и не рвать незнакомые ягоды!</font>
<font size="4">   Согласитесь, совсем немного времени потребовалось на размышления и принятие правильного решения.</font>
<font><font size="4">Запомните! Прежде чем что-то сделать, стоит хорошо подумать.</font></font>
<font size="4">Надеюсь, что «</font><font size="4">Осторожные сказки</font><font size="4">» помогут вам уберечься от  неприятностей и предостеречь от них ваших друзей.</font>

<blockquote dir="ltr">

 

</blockquote> <blockquote dir="ltr">

 <font color="#0080c0">ВОЛШЕБНЫЕ ВОРОНЫ</font>

Изображение <font color="#0080c0">ВОЛШЕБНЫЙ МЯЧ</font>

 <font color="#0080c0">ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВАСИ</font>

 <font color="#0080c0">ЗОЛОТАЯ РЫБКА</font>

 <font color="#0080c0">МАРТА И ЧИЧИ В ПАРКЕ</font>

 <font color="#0080c0">МАРТА И ЧИЧИ ИДУТ В ПАРК</font>

 <font color="#0080c0">МУХА-ГРЯЗНУХА В ГОСТИ ПРИШЛА</font>

 <font color="#0080c0">ОСКОЛОК СТЕКЛА</font>

 <font color="#0080c0">СОВЕТЫ ЛЕСНОЙ МЫШКИ</font>

 <font color="#0080c0">УМНЫЙ НАПЕРСТОК</font>

</blockquote>

Необходимо помнить!!!

<font size="4">Электроприборы</font>
<font size="4">Не пользуйтесь неисправными электроприборами. Не дотрагивайтесь до электроприборов мокрыми руками.
Не пользуйтесь электроприборами в ванной. Не накрывайте лампы и светильники тканью или бумагой.
Не оставляйте включенными утюг и другие электроприборы.</font>

<font size="4">Домашняя аптечка</font>
<font size="4">Не трогайте лекарства без разрешения взрослых.
Витамины можно принимать только в присутствии взрослых, не больше одной-двух драже в день.</font>

<font size="4">Домашние вещи</font>
<font size="4">Нe играйте со спичками, зажигалками, свечами, бенгальскими огнями и петардами. Не разбрасывайте инструменты и предметы для рукоделия. Их нужно хранить в особых ящиках и коробках. Не играйте с аэрозольными баллончиками. </font>
<font size="4">При пожаре в квартире</font>
<font size="4">Вызовите пожарную охрану по телефону 101. Немедленно покиньте помещение, закройте за собой дверь.
Двигайтесь к выходу ползком или пригнувшись.
Накройте голову плотной мокрой тканью. Дышите через мокрый носовой платок. Сообщите о пожаре соседям, зовите на помощь. Нe пользуйтесь лифтом.</font>

СКАЗКА "МУХА-ГРЯЗНУХА В ГОСТИ ПРИШЛА". ОПАСНО ЛИ БЫТЬ  НЕРЯХОЙ?

<font size="4">   Как вы думаете, опасно ли быть неряхой?
На первый взгляд, кажется, что нет. Но представьте себе, что вы поленились завязать и шнурок на ботинке, побежали, наступили на шнурок и упали, больно ударив ногу.
   Наверное, виноват во всем длинный болтающийся шнурок?
Ну конечно, не шнурок, а вы сами, потому что аккуратно его не завязали! И пролитый на пол чай, и брошенная банановая кожура, и очистки картофеля, которые вы поленились поднять и выбросить в мусорное ведро, могут стать причиной неприятностей. Ведь кто-нибудь из домашних может поскользнуться на них и упасть.
Чистоту надо соблюдать во всем! Почаще мыть руки с мылом, чтобы смыть с них пыль, грязь и удалить вредных микробов, которые могут вместе с едой попасть в желудок и стать причиной болезни.
Если в вашем доме всегда чисто, на столе не оставлены после еды немытые тарелки с остатками пищи, а на полу нет сора и крошек, то и непрошенным гостям — нахальным и надоедливым мухам — делать у вас нечего. Знаете ли вы, что мухи не только надоедливые, но и очень вредные насекомые? Они летают по свалкам и помойкам, а потом ползают по столу, садятся на хлеб, масло, другие продукты, переносят на лапках болезнетворных микробов.
  Послушайте сказку про сестренок Иру и Лену, в гости к которым наведалась муха Грязнуха.</font>

 

<font size="4">МУХА-ГРЯЗНУХА В ГОСТИ ПРИШЛА</font>

<font size="4">                                             </font>

<font size="4"> Пригрело весеннее солнышко и разбудило муху, которая всю зиму сладко проспала в щелке между двойными рамами.
Муха открыла глаза, зевнула и потянулась.
—    Вот и весна пришла, — подумала она. — Однако как быстро летит время!
Муха стряхнула с себя остатки сна и медленно поползла по оконному стеклу к раскрытой настежь форточке. Усевшись на дверку форточки, Грязнуха расправила крылышки и вдруг почувствовала, что очень проголодалась.
—  Еще бы не проголодаться! За всю зиму у меня во рту и маковой росинки не было! Не мешало бы чем-нибудь подкрепиться, — решила она и с любопытством заглянула в кухню в надежде найти там что-нибудь съестное.
Муха увидела, что за столом сидят ее старые знакомые — сестренки Ира и Лена, пьют чай с клубничным вареньем, медом и булочками.
Опасно ли быть неряхой?
— Отлично! — обрадовалась Грязнуха. — Если мне не изменяет память, эти замечательные малышки никогда не убирают со стола и не моют за собой посуду. Ждут, когда за них это сделает бабушка. Значит, я не останусь сегодня без обеда, надо только немного подождать.
Когда девочки поели, Лена предложила старшей сестре:
— Давай вымоем чашки, уберем крошки со стола, а мед и варенье поставим в буфет. Бабушка вернется с рынка и обрадуется.
—    Да ладно, успеется, — беззаботно ответила Ира. — Бабушка еще не скоро придет. Пойдем лучше поиграем!
Что ответили бы вы на месте Иры?
Сестры убежали в другую комнату.
—    Молодцы, девочки. Я в вас не ошиблась! — радостно закричала Грязнуха.
Она тут же подлетела к столу и принялась пировать в одиночестве: до отвала наелась меда и варенья, закусила хлебными крошками и запила сладким чаем.
—    Ух, хорошо! Давненько я так плотно не обедала, — подумала она.
Муха еще немного побродила по столу, но есть ей больше не хотелось, и она решила слетать на свалку и повидаться со своими подружками, другими мухами, с которыми не виделась целую зиму.
Грязнуха вылетела в открытую форточку и скоро оказалась возле контейнеров с мусором. Там, среди гниющих отбросов копошилось много мух, недавно пробудившихся от зимней спячки.
—    Привет, подружки! — весело сказала Грязнуха, устраиваясь на огрызке яблока. — Не правда ли, чудесный денек сегодня? Кстати, я знаю одно славное местечко, где есть клубничное варенье, мед, хлеб и сладкий чай. Мы могли бы устроить настоящий пир, — предложила она.
—    Где? Где? — переполошились другие мухи.
—    Летите за мной. Я покажу вам то место, — прожужжала Грязнуха.
Скоро стайка мух уже пировала на знакомой кухне.
Когда бабушка вернулась с рынка, она даже руками всплеснула:
—    Откуда взялось столько мух?! Ну-ка, девочки, идите сюда! — позвала она сестер. — Вы за собой чашки не помыли, по столу варенье размазали, а вредным мухам-грязнухам только этого и надо.
Бабушка взяла тряпку и прогнала мух со стола.
—    Пусть мухи пообедают, — вступилась за мух Ира. — Они ведь маленькие, много не съедят. Какой от них вред?</font>
<font size="4">Как вы думаете, какой вред приносят мухи?</font>
<font size="4">—  Запомните — мухи очень вредные насекомые, — сказала бабушка. — Они разносят на лапках многие опасные болезни. Ведь летают грязнухи всюду: бывают на помойках, на свалках, наведываются в выгребные ямы и переносят микробов. Особенно любят мухи гостить в тех домах, где живут лентяи и неряхи, которым лень посуду вымыть, ведро с мусором вынести, продукты в холодильник убрать. Здесь мухам — раздолье. Вы ведь хотите здоровыми быть?
—    Хотим, конечно, хотим! — хором ответили девочки.
—    Тогда, дорогие мои, привыкайте к чистоте и порядку!
— Бабуля, мы все поняли! Сейчас мы вымоем посуду, вытрем стол влажной тряпкой и вынесем ведро с мусором.
Сестры дружно взялись за дело. В кухне стало чисто и уютно, а надоедливым мухам-грязнухам делать здесь было нечего.</font>

<font size="4">ВОПРОСЫ</font>

<font size="4">Где муха Грязнуха провела зиму?
Почему Грязнуха обрадовалась, увидев за столом Иру и Лену?
Обрадовались бы вы, если бы Грязнуха похвалила вас? Почему?
Куда полетела муха после того, как наелась?
Кого Грязнуха пригласила в гости к Ире и Лене?
Почему мух называют опасными и вредными насекомыми?
Что нужно делать, чтобы мухи-грязнухи не заглядывали к вам в гости?
Опасно ли быть неряхой?</font>

 

<font size="4">СОДЕРЖИТЕ ДОМ В ЧИСТОТЕ</font>

<font size="4">  Почаще мойте руки с мылом. Обязательно мойте руки перед едой, после возвращения с прогулки, после того, как гладили собаку или кошку, после туалета.
Утром и вечером чистите зубы.
Не ленитесь мыть ноги перед сном.
Вовремя подстригайте ногти, следите, чтобы под ними не было грязи.
Никогда не грызите ногти.
Содержите в чистоте и порядке свою одежду.
Не оставляйте невымытой посуду.
Если вы уронили огрызок яблока, кожуру банана, очистки картофеля или пролили воду, тотчас же подберите их и вытрите воду. </font>

СКАЗКА "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВАСИ". БЕЗОПАСНОЕ ОБЩЕНИЕ С ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ

<font size="4">   Я уверена, что вы любите своих добрых друзей — домашних обитателей — кошек, собак, попугаев, морских свинок и хомяков. А знаете ли вы, как нужно правильно вести себя с ними, чтобы кошка вас не поцарапала, а собака не укусила? </font><font size="4">Опишу сценку, которую мне пришлось недавно наблюдать.</font>
<font size="4">Мальчик вывел на поводке прогуляться своего питомца — фокстерьера. Навстречу им шла знакомая девочка. Она остановилась, чтобы поговорить с хозяином собаки. Дети стали о чем-то оживленно болтать, смеяться, потом девочка в шутку слегка толкнула мальчугана.</font>

<font size="4">Как вы думаете, что сделала собака?</font>
<font size="4">  Фокстерьер грозно зарычал, подскочил к девочке и ухватил зубами рукав ее курточки. Собака решила, что хозяина хотят обидеть, и он нуждается в защите.</font>
<font size="4">  Надеюсь, вы знаете, что к незнакомым собакам не нужно подходить</font> <font size="4">слишком близко. Даже если собака кажется доброй и очень милой, не надо навязываться в друзья и пытаться погладить или почесать ее за ухом. Обойдите собаку стороной, когда она ест или охраняет своих детенышей, Если чужая собака лает на вас, лучше слегка замедлите шаги и остановитесь, но никогда не пускайтесь от нее наутек. Собака посчитает вас добычей, бросится вдогонку и может укусить!</font>
<font size="4">  Вы, конечно, помните слова знаменитой песенки: «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей! На самом деле бродячие собаки редко нападают на людей первыми. Чтобы отогнать такое животное, достаточно нагнуться к земле и взять камень или палку.</font>
<font size="4">А вот домашние животные, часто хорошо воспитанные и дрессированные, могут и укусить, если вы неправильно ведете себя с ними.</font>
<font size="4">Не забывайте, что собаки не любят, когда им пристально смотрят в глаза, когда их хватают и тянут за хвост, держат за уши.</font>
<font size="4">Помните, что лучше уступить собаке дорогу, если невзначай встретите ее в узком проулке или проходе.</font>
<font size="4">А что нужно сделать после общения с домашними животными?</font>
<font size="4">Верно. Тщательно вымыть руки с мылом, чтобы смыть волоски, частицы грязи и удалить микробов с кожи.</font>
<font size="4">Послушайте сказку.</font>

<font size="4">ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВАСИ</font>

<font size="4">  Утром болонка Чапа вышла из дома, отряхнулась, зевнула и побрела по дорожке к будке Барбоса. Барбос радостно завилял хвостом, приветствуя ее.</font>
<font size="4">—    С добрым утром! Как спалось? — вежливо спросил он подружку.</font>
<font size="4">—    Доброе утро, Барбос. Какой сон? За всю ночь глаз не сомкнула. Вчера так переволновалась, да и живот болел!</font>
<font size="4">—    Ах, да, да! Я и забыл. Ведь вчера у нашего Васи был день рождения, приходили гости. Бегали, шумели.</font>
<font size="4">—    И шумели, и весь дом вверх дном перевернули, покоя никакого! — подхватила Чапа.</font>
<font size="4">—    Ну, расскажи обо всем по порядку, а то я в будке сидел, ничего не видел и не слышал, — попросил пес.</font>
<font size="4">—    Поначалу все шло хорошо, — начала рассказывать Чапа. — Пришли к Васе друзья. С цветами, с подарками. Все его поздравляли, счастья и здоровья ему желали. А потом увидели меня, и давай гладить, на руки брать, живот щекотать, за уши трепать. Я терпела-терпела, а когда эти «нежности» мне совсем надоели, начала рычать и даже зубы слегка оскалила. Конечно, ты понимаешь, я собака домашняя, воспитанная, но не очень-то люблю, когда незнакомые дети мне в друзья набиваются.</font>
<font size="4">А как вы ведете себя с собакой ваших друзей, когда приходите к ним в гости?</font>
<font size="4">Барбос вздохнул:</font>
<font size="4">—    Понимаю, понимаю... Я ведь тоже не кусачий пес. Ну, а дальше-то что было?</font>
<font size="4">—    А дальше вот что: уселись дети за стол и принялись за еду...</font>
<font size="4">—    Как, — ужаснулся Барбос, — даже руки не помыли?!</font>
<font size="4">Почему нужно мыть руки после общения с домашними животными?</font>
<font size="4">—    В том-то и дело, что не помыли. Хорошо, что тут как раз мама в комнату вошла и велела всем быстро в ванную идти и вымыть руки с мылом.</font>
<font size="4">—    Вот это правильно. Молодец мама! — обрадовался Барбос.</font>
<font size="4">—    Когда дети за столом сидели и ели, они, по правде сказать, и меня не забывали — бросали под стол куриные косточки, кусочки пирожка, конфеты, — похвалилась Чапа. — Я так объелась, что даже живот разболелся. Ты ведь знаешь, Барбос, что собаки — создания неясные, нас надо вовремя кормить, а сладости нам и вовсе противопоказаны.</font>
<font size="4">—    Знаю, знаю,   вздохнул пес. — Меня-то сладостями никто не угощает.</font>
<font size="4">—    Не горюй! Это и лучше. Зато здоровье сохранишь, — утешила друга Чана и продолжила рассказ. — Дети встали из-за стола, стали бегать, играть, за мной по всему дому гоняться. Потом музыку включили и танцы затеяли. Вася меня за передние лапы взял и со мной вальсировал. Не поверишь, до сих пор спина ноет и лапы болят!</font>
<font size="4">—    Бедняжка! — посочувствовал Барбос.</font>
<font size="4">—    Это еще ничего, — продолжала болонка. — Но когда ребята из игрушечного пистолета стали пистонами палить — тут-то я страху и натерпелась. Под диван сразу забилась. Один мальчишка попытался меня оттуда вытащить, так я его за руку тяпнула!</font>
<font size="4">—    Неужели тяпнула?</font>
<font size="4">—    А что мне оставалось? Как прикажешь поступать с детьми, которые не знают правил обращения с нами, с собаками? Конечно, парнишка в слезы. Видно, больно я его куснула. Хорошо хоть не до крови. Только после этого они меня, наконец, в покое оставили и по домам расходиться стали. А я всю ночь под диваном просидела. Вот такой день рождения нашего Васи получился!</font>
<font size="4">—    Ладно, Чапа, ты не горюй. День рождения Васи теперь не скоро, через год. Иди домой и отсыпайся. А я дом сторожить буду.</font>

<font size="4">ВОПРОСЫ</font>

<font size="4">Почему болонка Чапа не выспалась?</font>
<font size="4">Хотела ли Чапа подружиться с ребятами, которые пришли к Васе на день рождения? Почему она зарычала на детей?</font>
<font size="4">Почему у Чапы разболелся живот?</font>
<font size="4">Чего испугалась Чапа? Куда она спряталась?</font>
<font size="4">Почему болонка укусила одного из гостей?</font>
<font size="4">Как нужно вести себя, если вы пришли в дом к другу, у которого есть собака?</font>

 

<font size="4">БЕЗОПАСНОЕ ОБЩЕНИЕ С ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ</font>

<font size="4">  Коли вы встретились с собакой в узком проулке или проходе, то уступите ей дорогу.</font>
<font size="4">Никогда пристально не смотрите собаке в глаза.</font>
<font size="4">Не убегайте от собаки на улице.</font>
<font size="4">Не гладьте незнакомых животных.</font>
<font size="4">Не толкайте и не нападайте в шутку на хозяина собаки.</font>
<font size="4">Будьте вежливыми с чужой собакой или кошкой, если вы в гостях.</font>
<font size="4">Не навязывайтесь в друзья к животному, если оно дружить не хочет — рычит или шипит.</font>
<font size="4">Не трогайте собаку или кошку, когда они едят или кого-то охраняют, особенно своих детенышей.</font>
<font size="4">После общения с животными обязательно вымойте руки.</font>

СКАЗКА "МАРТА И ЧИЧИ ИДУТ В ПАРК". ПЕРЕХОДИМ ЧЕРЕЗ УЛИЦУ

<font size="4">   Я думаю, вы знаете, что городские улицы разделены между водителями машин и пешеходам и так: пешеходы идут по тротуарам, а транспорт движется по проезжей части улицы.</font>
<font size="4">  Хочу напомнить, что когда вы поджидаете автобус или троллейбус, то не стойте у самого края тротуара.</font>
<font size="4">  Представьте себе, что вы хотите перейти на другую сторону улицы.</font>
<font size="4">Давайте вместе подумаем, как сделать это правильно и безопасно. Переходить через улицу можно только в специально предназначенных для этого местах — по подземным и наземным переходам. Подземный переход обозначается знаком, на котором изображены ступени лестницы и идущий по ним пешеход.</font>
<font size="4">Наземный переход называется « зеброй».</font>
<font size="4">Как вы думаете, почему?</font>
<font size="4">Потому что наземный переход обозначается на мостовой чередующимися полосами — белой и черной, а ведь именно так окрашена зебра. </font>
<font size="4">Знаете ли вы, зачем нужен светофор?</font>
<font size="4">   Светофор показывает пешеходам и водителям, когда можно переходить дорогу или ехать машинам, а когда нужно стоять и ждать. Если горит красный сигнал светофора — переходить через улицу нельзя! Он говорит: «Стоп! Остановитесь и ждите!» Желтый сигнал предупреждает о том, чтобы вы подготовились к переходу. А если загорается зеленый свет — значит, путь открыт, и вы можете идти.</font>
<font size="4">Я хочу предупредить вас о том, что переходить через улицу надо спокойно, не выскакивать на проезжую часть, как только загорелся зеленый свет, а внимательно посмотреть по сторонам, проверить, все ли машины уже остановились.</font>
<font size="4">При переходе через улицу нужно посмотреть сначала налево, а на середине проезжей части — направо, чтобы видеть, далеко машины или близко. </font>
<font size="4">А как обходить стоящий на обочине автобус или троллейбус, вы знаете?</font>
<font size="4">Правильно, сзади.</font><font size="4"> Потому что если обходить их спереди, то можно не увидеть едущую в этом же направлении машину. А вот трамвай следует обходить спереди, чтобы вовремя заметить встречный трамвай! </font>
<font size="4">Послушайте сказку.</font>

<font size="4">Марта и Чичи идут в парк</font>

<font size="4">   Однажды обезьянка Чичи позвонила своей закадычной подружке — зебре Марте.</font>
<font size="4"> — Алло, Марта! Доброе утро! Я хочу пригласить тебя прогуляться в парке. Мы могли бы поесть мороженое, попить лимонад, побегать по дорожкам, покататься на каруселях.</font>
<font size="4">—    С удовольствием, - согласилась Марта.</font>
<font size="4">—    Тогда собирайся, встретимся возле твоего дома, — закончила разговор Чичи.</font>
<font size="4">Обезьянка нарядилась в свое любимое розовое платье с оборками и бантиками, надела соломенную шляпку и повесила через плечо лакированную сумочку.</font>
<font size="4">—    Чудесно! — воскликнула она, оглядев себя в зеркало, и побежала вниз по лестнице.</font>
<font size="4">Марта уже поджидала подругу возле подъезда. На голове у нее красовалась ярко-красная бейсболка, а спину украшало бархатное седло с бахромой. Чичи ловко вскочила на спину зебре, поудобнее устроилась в седле, и подруги отправились в парк.</font>
<font size="4">Марта неторопливо шла по тротуару, а когда поравнялась с аркой, замедлила шаги и остановилась.</font>
<font size="4">—   Почему ты встала? — удивленно спросила обезьянка.</font>
<font size="4">Как вы думаете, почему остановилась зебра Марта?</font>
<font size="4">- А вдруг машина из-под арки выскочит! Разве ты не знаешь, что когда подходишь к углу дома, к арке и вообще к любому месту, откуда может выехать машина, надо остановиться и немного подождать. Если машин нет, то можно спокойно идти, — ответила зебра, продолжив путь.</font>
<font size="4">—    Вот в чем дело, — протянула Чичи, — а я и не знала. Хорошо, что ты мне сказала. Теперь я буду осторожнее, а то всегда бегу сломя голову.</font>
<font size="4">Чтобы оказаться в парке, подругам надо было перейти через улицу.</font>
<font size="4">—    Перебегай скорей! Видишь, ни одной машины нет, — предложила обезьянка.</font>
<font size="4">—    Нет, что ты. Здесь переходить нельзя. Надо искать «зебру».</font>
<font size="4">—    Зебру? — удивилась Чичи. — А чего ее искать? Вот она, здесь! — Чичи ласково потрепала Марту за шелковистую гриву.</font>
<font size="4">—    Э, нет, это совсем другая зебра. Разве ты не слышала, что так называют наземный переход через дорогу?</font>
<font size="4">—    Что-то вроде слышала краем уха. Но как-то не задумывалась, — ответила легкомысленная обезьянка. — А почему переход называют «зеброй»? — спросила она у подруги.</font>
<font size="4">—    Да потому, что этот переход полосатый: черная полоса, белая полоса, опять черная, потом белая. Совсем как моя окраска. Только полоски нарисованы не на спине, а прямо на асфальте, — терпеливо объяснила Марта.</font>
<font size="4">  Как вы думаете, почему нельзя переходить через улицу в неположенном месте, даже если поблизости нет машин?</font>
<font size="4">Марта огляделась по сторонам:</font>
<font size="4">—    А вот и переход. Видишь светофор, он поможет нам перейти через улицу: скажет, можно переходить или нет.</font>
<font size="4">— А разве светофоры умеют говорить? — удивилась обезьянка.</font>
<font size="4">Он нам не словами скажет, а «глазами».</font>
<font size="4">—    Как это глазами? — еще больше удивилась Чичи.</font>
<font size="4">—    У светофора есть три сигнала: красный, желтый и зеленый. Их и называют глазами. Но они загораются не сразу, а по очереди. Если горит красный глаз, то идти нельзя!</font>
<font size="4">—    Сейчас-то как раз и горит красный глаз, неожиданно в рифму сказала обезьянка. — Я вспомнила, что в детском саду мы пели песню про светофор.</font>
<font size="4">—    Я тоже помню эту песенку. Давай споем ее, пока горит красный свет и переходить через улицу нельзя, — предложила зебра.</font>
<font size="4">—    Давай, - согласилась обезьянка.</font>
<font size="4">И они запели песенку «Наш помощник — светофор»:</font>
<font size="4">Помогает с давних пор </font>
<font size="4">Пешеходам светофор. </font>
<font size="4">Он сигнал нам подает: </font>
<font size="4">Ждать или идти вперед.</font>
<font size="4">Светофор, светофор – </font>
<font size="4">Наш помощник с давних пор!</font>
<font size="4">Если вспыхнет красный свет, </font>
<font size="4">Значит, перехода нет, </font>
<font size="4">Если желтый — стой и жди, </font>
<font size="4">А зеленый свет - иди! </font>
<font size="4">Светофор, светофор — </font>
<font size="4">Наш помощник с давних пор!</font>
<font size="4">   Пока подруги распевали песню, загорелся желтый глаз светофора, и машины стали тормозить. А когда вспыхнул зеленый свет, все машины остановились, зебра с обезьянкой спокойно перешли через дорогу и скоро оказались у ворот парка.</font>

<font size="4">ВОПРОСЫ</font>

<font size="4">Куда отправились зебра и обезьянка? </font>
<font size="4">Почему зебра остановилась возле арки? </font>
<font size="4">Почему пешеходный переход называется «зеброй»? </font>
<font size="4">Почему опасно стоять на самом краю тротуара? 
О чем «говорит» нам красный «глаз» светофора? А желтый?</font>
<font size="4">Какой сигнал светофора разрешает переходить через улицу?</font>
<font size="4">Почему через улицу нельзя бежать, а нужно идти спокойно? </font>
<font size="4">Выучите и спойте песенку «Наш помощник — светофор».</font>

 

<font size="4">В н и м а н и е!  Переходим через улицу!</font>

<font size="4">  Пешеходам разрешается ходить по тротуарам и пешеходным дорожкам, а там, где их нет, по обочине.</font>
<font size="4">  Не выходите и не выбегайте на проезжую часть. Переходите проезжую часть только по подземным переходам и в местах, обозначенных дорожной разметкой «зебра» или знаком «пешеходный переход».</font>
<font size="4">  В местах, где есть светофор, переходите улицу только на зеленый сигнал светофора. Не бегите через улицу, идите спокойным шагом.</font>
<font size="4">  Перед переходом улицы с двухсторонним движением, посмотрите налево и, если поблизости нет машин, начинайте переход. Дойдя до середины, посмотрите направо. Если поблизости есть машины, подождите, пропустите их, а потом продолжайте путь.</font>
<font size="4">   Обходите трамвай спереди, а троллейбус и автобус — сзади.</font>
<font size="4">  Поджидая наземный транспорт, не стойте на краю тротуара.</font>
<font size="4">   Подойдя к углу дома, арке или другому препятствию, приостановитесь и убедитесь, что поблизости нет машин.</font>


<font size="4">    Представьте, что к вам подходит незнакомый человек и очень вежливо просит объяснить, как пройти на почту или в булочную. Но наше объяснение его не удовлетворяет, и он просит проводить его.</font>
<font size="4">Знаете ли вы, как нужно поступать в таких случаях?</font>
<font size="4">   Нужно вежливо, но твердо отказать и поскорее уйти, а может быть и убежать подальше от этого человека. Знайте, что незнакомые взрослые люди не должны обращаться за помощью к детям.</font>
<font size="4">Незнакомый человек, который просит вас пойти с ним, проводить его куда-нибудь — очень опасен! И пусть он хорошо одет, приятно улыбается и говорит спокойным, вежливым тоном, не стоит доверять ему!</font>
<font size="4">   Кстати, давайте сразу разберемся, какого человека мы называем незнакомым. Запомните, это тот человек, которого лично вы не знаете. Он может назвать вас по имени, сказать, что знаком с кем-то из ваших родных, назваться сослуживцем папы или мамы, другом вашего дедушки, но все эти слона ничего не значат. Ведь он мог специально разузнать на иге имя или просто услышать, как вас называют друзья.</font>
<font size="4">Если незнакомец предлагает вам конфету, мороженое, игрушку или что-то другое вкусное пли интересное, отказывайтесь, не задумываясь. Не доверяйте ему и не соглашайтесь никуда с ним идти или ехать. А лучше всего, не вступайте ни в какие разговоры с незнакомыми людьми.</font>
<font size="4">Послушайте сказку.</font>

 

<font size="4">Марта и Чичи в парке</font>

<font size="4">   Когда зебра Марта и обезьянка Чичи вошли в ворота парка, па них повеяло приятной прохладой и свежестью. В парке журчали, переливаясь на солнце, струи фонтанов, шелестели зеленые листья деревьев и кустов, а аллеи украшали клумбы с яркими цветами.</font>
<font size="4">—    Здесь чудесно! — воскликнула Чичи.</font>
<font size="4">—    Да! - согласилась с подругой Марта. — Только очень хочется пить. Давай попьем лимонаду и съедим мороженое, а потом пойдем кататься па каруселях.</font>
<font size="4">—    Давай! — радостно закивала в ответ обезьянка.</font>
<font size="4">Она ловко спрыгнула со спины Марты, расправила</font>
<font size="4">пышную розовую юбочку и побежала к киоскам с лимонадом и мороженым.</font>
<font size="4">Скоро подружки уже сидели на лавочке под деревом и с удовольствием лакомились эскимо.</font>
<font size="4">В это время на аллее появился незнакомец в темных очках и модной бейсболке.</font>
<font size="4">Поравнявшись с Мартой и Чичи, он широко улыбнулся, показав острые волчьи клыки, и вежливо произнес:</font>
<font size="4">—    Доброе утро, юные леди. Рад, очень рад вас видеть!</font>
<font size="4">—    Доброе утро, дядюшка Волк, — робко произнесла Чичи, а Марта не поздоровалась, отвернулась и незаметно дернула обезьянку за лапку.</font>
<font size="4">—    Вы меня узнали? — огорчился незнакомец.</font>
<font size="4">Он пониже опустил козырек бейсболки и поправил на переносице солнцезащитные очки.</font>
<font size="4">—   Вы похожи на волка. Хоть мы с вами не знакомы, но ведь и с незнакомцами надо быть вежливыми! — тараторила легкомысленная Чичи.</font>

<font size="4">Кто из подруг поступил правильно</font><font size="4"> — зебра, которая отвернулась и не стала разговаривать с незнакомцем,</font> <font size="4">или обезьянка, которая вступила в разговор?</font>
<font size="4">Почему вы так думаете?</font>

<font size="4">—    Молодец! — похвалил обезьянку Волк. — Ты очень воспитанная, и мне хотелось бы познакомиться и подружиться с тобой и твоей подругой.</font>
<font size="4">—    Мы с вами знакомиться не будем,— отрезала Марта. — И не хотим продолжать этот разговор. Пойдем, Чичи, — позвала она подругу.</font>
<font size="4">Волк, казалось, не обратил на слова зебры никакого внимания и продолжал разговор с Чичи:</font>
<font size="4">—    Нравится ли вам в этом парке?</font>
<font size="4">—    Очень нравится! - весело ответила обезьянка. — Здесь совсем не жарко. Можно выпить лимонаду, съесть мороженое, покататься на каруселях.</font>
<font size="4">—    Так-то оно так, — закивал головой Волк, искоса глядя на Марту, но, согласитесь, здесь нельзя пощипать свежую травку на газонах, а на деревьях в парке не растут ни бананы, ни груши, ни абрикосы. Я хочу пригласить вас к себе в гости, это совсем недалеко. Мой дом окружает чудесный сад с зелеными лужайками, с бассейном, где можно вдоволь поплескаться. А кроме того, в саду поспевают бананы и абрикосы.</font>
<font size="4">—    Как заманчиво! — обрадовалась Чичи. — Пойдем, Марта!</font>
<font size="4">—    Мы никуда с вами не пойдем, — громко ответила умная зебра. — Спасибо, конечно, за любезное предложение, но мы ждем нашего друга — охотничьего пса Барри. Он должен появиться с минуты на минуту, — твердо сказала Марта.</font>
<font size="4">Она наклонилась к Чичи и что-то шепнула ей на ухо.</font>
<font size="4">—    Да, да! Я совершенно забыла про встречу с Барри, — подтвердила Чичи.</font>
<font size="4">Волк тотчас перестал улыбаться и, даже не попрощавшись с подругами, быстро направился к выходу.</font>
<font size="4">—    Зачем ты придумала про Барри? — спросила Чичи.</font>
<font size="4">—    Я хотела спасти тебя. Мне показалось, что ты совсем забыла, что нельзя разговаривать с незнакомцами и тем более принимать предложения куда-то пойти с ними. Еще хорошо, что все так благополучно закончилось.</font>
<font size="4">—    Но ведь он приглашал нас в гости, хотел угостить меня бананами, а тебя свежей травкой, — грустно сказала обезьянка.</font>
<font size="4">—    Ах, какая ты, Чичи, доверчивая. Разве молено верить словам незнакомца! Он обманывал нас. Ты заметила, как быстро он исчез, когда услышал про Барри? Видно, незнакомец замышлял что-то недоброе.</font>

СКАЗКА "ВОЛШЕБНЫЙ МЯЧ". ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ УЛИЦЫ - НЕ МЕСТО ДЛЯ ИГР!

<font size="4">   Представьте себе, что друг пригласил вас покататься в парке на роликовых коньках. Парк находится недалеко от вашего дома.</font>
<font size="4">Как вы поступите? </font>
<font size="4">   Дома наденете роликовые коньки и прямо на них поедете в парк или положите коньки в спортивную сумку, а в парке, присев на скамейку, переобуетесь? Конечно, надеть роликовые коньки нужно в парке или на спортивной площадке. В них нельзя ехать по мостовой, где мчатся машины. Не следует катиться и по тротуару, расталкивая прохожих, и уж тем более — переезжать через проезжую часть дороги.
Кататься на велосипеде, на самокате, на роликовых коньках детям можно только внутри дворов, в парках и на стадионах.
Юным велосипедистам советую запомнить очень важное правило: если вам нужно пересечь дорогу, то следует сойти с велосипеда и, держа его за руль, пройти по пешеходному переходу.
Некоторые хвастливые велосипедисты любят показать друзьям свое умение кататься, не держась за руль. </font>
<font size="4">Как вы думаете, почему этого не нужно делать?</font>
<font size="4">Верно! Потому что в таком случае сложно остановиться или свернуть в сторону перед появившимся внезапно человеком или автомобилем.</font>
<font size="4">А можно ли катать друзей на багажнике или раме?</font>
<font size="4">  </font><font size="4"> Лучше этого не делать.</font><font size="4"> Ведь перегруженным вело¬сипедом управлять труднее, можно не только самому упасть, но и уронить своего пассажира. Думаю, вам не нужно даже и напоминать, что играть в мяч ни в коем случае нельзя ни на дороге, ни на тротуаре.
Послушайте сказку.</font>

<font size="4">Волшебный мяч</font>

<font size="4">   Утром  Алеша проснулся и услышал задорную детскую песенку про футбол:
Нет игры на белом свете
Веселее, чем футбол. Любят взрослые и дети Забивать в ворота гол!
На большом спортивном поле, На лужайке, во дворе Скачет звонкий мяч футбольный. Рад азарту, рад игре.
Силу, ловкость и сноровку Щедро дарит нам игра. И в спортзал на тренировку Мы торопимся с утра.
—    Хорошая песенка, — подумал Алеша и вспомнил, что вчера вечером в гости приезжал дедушка и подарил ему настоящий футбольный мяч.
Мальчик вскочил с кровати и подбежал к креслу, на котором лежал новенький кожаный мяч.
Алеша взял его в руки и несколько раз ловко подбросил вверх. Мяч был легкий, упругий...
—    Замечательный мяч! Сейчас быстро умоюсь, позавтракаю, а потом позвоню Грише и Максиму и позову их играть в футбол, — решил мальчик.
Алеша договорился встретиться с друзьями на спортивной площадке за школой.
  Подбежав к проезжей части, он огляделся по сторонам: машин видно не было. Алеша положил мяч на землю и ударил по нему ногой. Он представил, что мяч сейчас легко перелетит через улицу и покатится под горку по направлению к школе.
Но не тут-то было! Хотя удар был сильным, мяч даже с места не сдвинулся: он словно прирос к асфальту.
—    </font><font size="4">Что случилось? Почему мяч не хочет катиться по дороге? — удивился Алеша.
Можно ли играть в мяч на проезжей части?
Как вы думаете, что могло случиться, если бы мяч оказался на дороге?</font>
<font size="4">Мальчик разбежался и еще раз ударил по мячу, но тот по-прежнему был неподвижен.
—    Это не мяч, а булыжник какой-то! — сердито воскликнул мальчик.
И тут он вспомнил, что дедушка сказал ему, вручая подарок:
Вот тебе, внучек, волшебный мяч.
—    Дедуля, а почему он волшебный? — спросил тогда Алеша.
—    Когда пойдешь с ним гулять, то поймешь, почему. Он знает, как надо вести себя на улице, — загадочно ответил дедушка.
Алеша наклонился и поднял мяч. С мячом в руках по пешеходному переходу он перешел через улицу.
Друзья уже ждали его возле спортивной площадки. Новенький мяч пришелся им по душе, и ребята стали весело играть в футбол.
В это время на площадку пришли подружки Оля и Наташа. Алеше очень нравилась пухленькая кудрявая Наташа. Ему хотелось поиграть с ней. А чтобы привлечь внимание девочки, он хотел бросить в нее мяч. Но волшебный мяч словно прилип к его рукам.
—    Алеша, ты чего встал? Давай продолжим игру! — крикнул другу Максим.
— Слушай, Максим! Это какой-то странный мяч! Я хотел его в Наташу запустить, а он не летит!
П</font><font size="4">очему волшебный мяч не полетел в девочку?</font>
<font size="4">—    Ну и правильно, что не летит! Разве ты не знаешь, что мячом нужно играть, а не кидаться в людей. Он ведь быстро летит и может больно ударить. Не странный у тебя мяч, а умный.
—    То-то дедушка вчера сказал, что мяч этот волшебный. Он и в самом деле волшебный.
—    Ната! — позвал Алеша девочку. — Иди сюда, поболей за нас.
Наташа обернулась, засмеялась и протянула обе руки. Алеша бросил мяч, и тот послушно полетел и попал прямо ей в ладони.
Девочки подошли поближе и стали смотреть, как ребята гоняют мяч. А волшебный мяч во всем слушался юных футболистов, был быстрым и легким. Вот только скакать по мостовой, где мчались машины, он не хотел, потому что знал, что это опасно, а опасностей нужно избегать!</font>

<font size="4">ВОПРОСЫ</font>

<font size="4">Что подарил Алеше дедушка? 
Почему дедушка назвал мяч волшебным? 
Почему нельзя играть в мяч на дороге? 
Почему нельзя бросать мячом в человека? 
Где можно играть с мячом в городе?</font>

 

<font size="4">ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ</font>

<font size="4">   Не устраивайте игры рядом с дорогой. Это опасно!
  Кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках можно внутри дворов, в парках, на специально оборудованных площадках, на стадионах.
   Перед переходом через проезжую часть остановитесь, сойдите с самоката или велосипеда. Пройдите пешеходный переход, держа самокат или велосипед за руль.</font>


<font size="4">—    Да, пожалуй, ты права, — согласилась Чичи.</font>
<font size="4">—    Ладно, пойдем лучше покатаемся на каруселях, — предложила Марта, и подружки побежали по аллее парка туда, где играла музыка, и весело кружились разноцветные карусели.</font>

<font size="4">ВОПРОСЫ</font>

<font size="4">Куда пришли Марта и Чичи? Кого они встретили в парке?</font>
<font size="4">Правильно ли поступила обезьянка, вступив в разговор с незнакомцем?</font>
<font size="4">Нужно ли воспитанным детям отвечать на вопросы незнакомцев?</font>
<font size="4">Почему зебра Марта не хотела разговаривать с незнакомцем?</font>
<font size="4">Куда незнакомец пригласил подружек?</font>
<font size="4">Правильно ли поступила Марта, отказавшись от предложения незнакомца?</font>
<font size="4">Понравился ли вам незнакомец? Почему?</font>
<font size="4">Что сделаете вы, если незнакомец будет предлагать вам что-нибудь купить или пригласит в гости?</font>

 

<font size="4">ВСТРЕЧА С НЕЗНАКОМЦЕМ НА УЛИЦЕ</font>

<font size="4">Не вступайте в разговор с незнакомым человеком на улице.</font>
<font size="4">Не соглашайтесь никуда идти с незнакомым человеком, как бы он ни уговаривал и что бы ни предлагал.</font>
<font size="4">Никогда не садитесь в машину незнакомого человека.</font>
<font size="4">Не верьте незнакомцу, если он предлагает что-то подарить или купить вам.</font>
<font size="4">Если незнакомый человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.</font>

СКАЗКА "ЗОЛОТАЯ РЫБКА". БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

<font size="4">А умеете ли вы плавать?</font>
<font size="4">   Немножко умеете. Что ж, это очень хорошо! Умение держаться на воде необходимо любому человеку. Недаром древние греки считали неграмотными тех людей, которые не умели читать и плавать.</font>
<font size="4">Представьте, что вы приехали на дачу в гости к другу и вместе с ним пошли искупаться на озеро.</font>

<font size="4">Как правильно вести себя, чтобы с вами не приключилась никакая беда?</font>
<font size="4">   Прежде всего, нужно идти купаться в сопровождении кого-то из взрослых, например, папы, мамы или старшего брата.</font>
<font size="4">Кроме того, не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других купальщиков. Ведь дно реки или озера может таить немало опасностей: затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться, осколки стекла, острые жестянки, о которые можно порезать ноги, холодные ключи и глубокие ямы.</font>
<font size="4">Прежде чем заходить в воду, посмотрите, как она выглядит. Если цвет или запах воды не такие, как обычно, купаться в ней нельзя!</font>
<font size="4">Иногда, когда купается целая компания ребятишек, дети брызгаются, шумят, хватают друг друга за руки и за ноги, опускают головы друг друга в воду.</font>
<font size="4">  Это очень опасно! Ведь всего за 10 секунд легкие человека заполняются водой, и он может захлебнуться и утонуть.</font>
<font size="4">  Еще хочу напомнить вам о том, чтобы вы никогда не ныряли в незнакомых местах и не заплывали далеко на надувных матрасах.</font>
<font size="4">Послушайте сказку о золотой рыбке, которая помогла мальчику Ване.</font>

 

<font size="4">Золотая рыбка</font>

<font size="4">   Вечером Ваня слышал, как старший брат учил - стихотворение про рыбалку. Он много раз подряд повторял его вслух, так что Ваня быстрее брата запомнил стихотворение и напевал его себе под нос:</font>
<font size="4">Солнца луч по грядкам бродит </font>
<font size="4">Между стебельков. </font>
<font size="4">Накопаю в огороде </font>
<font size="4">Утром червяков. </font>
<font size="4">Я к реке сбегу с пригорка. </font>
<font size="4">Удочку заброшу. </font>
<font size="4">Рыбы наловлю ведерко, Если клев хороший.</font>
<font size="4">Дремлет в розовом тумане </font>
<font size="4">Сонная река, </font>
<font size="4">И расходится кругами </font>
<font size="4">Зыбь от поплавка.</font>
<font size="4">—    Как будто про нашу речку написано! А не пойти ли мне и в самом деле завтра на рыбалку? Накопаю в огороде червяков, позову Петю и Сережу, — раздумывал Ванюша.</font>
<font size="4">Он сбегал к друзьям и договорился с ними встретиться завтра на деревянных мостках у реки, приготовил удочку и ведерко для рыбы.</font>
<font size="4">Чуть свет мальчик вышел из дома. Утро было тихое, серенькое. Накрапывал мелкий теплый дождик. Ване казалось, будто какой-то невидимка шлепает босыми ногами по пыльным дорожкам и тихонько возится в траве под кустами.</font>
<font size="4">—    Погода подходящая. Клев будет хорошим, — решил мальчик и побежал к реке.</font>
<font size="4">Спустившись с крутого речного откоса, он оказался возле деревянных мостков, любимого места всех рыболовов.</font>
<font size="4">Ваня уселся поудобнее, забросил удочку и стал ждать. Прошло минут пятнадцать, а рыба не клевала. Дождь между тем усилился, и крупные тяжелые капли застучали по воде, выбивая на ее поверхности круглые «блюдечки».</font>
<font size="4">Ваня натянул на голову капюшон ветровки и уже хотел спрятаться под ивами, как вдруг заметил, что поплавок резко дернулся.</font>
<font size="4">Мальчик схватился за удилище, и через секунду маленькая рыбка, ярко блеснув золотой чешуей, вылетела из воды и затрепыхалась у него в руках.</font>
<font size="4">—    Золотая рыбка! Самая настоящая золотая рыбка! — восхищенно воскликнул Ваня, разглядывая красавицу-рыбку. — А я и не знал, что такие рыбки водятся в на-шей речушке, думал — они только в сказках бывают.</font>
<font size="4">Но самое удивительное было то, что голову рыбки украшала золотая корона, усыпанная мелкими сверкающими камешками.</font>
<font size="4">—    Это не просто рыбка, это настоящая речная Царевна! Отнесу-ка я ее домой, пусть живет в аквариуме, — решил мальчуган.</font>
<font size="4">В это время речная Царевна раскрыла рот и сказала человеческим голосом:</font>
<font size="4">—    Ванюша, отпусти меня, пожалуйста. Я с незапамятных времен живу в вашей реке и помогаю тем, кто в воде в беду попал. Никто лучше меня не знает, где омуты глубокие, где ключи холодные, где коряги затопленные. Отпусти меня на волю. Я тебе еще пригожусь!</font>
<font size="4">Мальчик, как зачарованный, выслушал рыбку, а потом разжал ладони, и речная Царевна, вильнув хвостиком, вернулась в реку.</font>
<font size="4">—    Спасибо тебе, Ваня! Ты хороший, добрый мальчик. В грудную минуту и я тебе помогу, — сказала на прощание рыбка и скрылась в речной глубине.</font>
<font size="4">—    Кря-кря-кря! — вдруг громко закрякала серая уточка, выплывая со своим выводком из густых зарослей зеленых трав.</font>
<font size="4">Она стала кивать Ване головой, будто кланялась ему. Мол, молодец, что отпустил на волю золотую рыбку.</font>
<font size="4">—    Может быть, все это приснилось мне? - подумал мальчик и огляделся по сторонам. Он заметил, что дождь стих, из-за туч выглянуло солнце, капельки влаги засияли на листиках и травинках, а в небе над рекой заиграла радуга.</font>
<font size="4">—    Вань, много рыбы наловил? услышал он голос Сережи.</font>
<font size="4">—    А мы проспали, поэтому и опоздали, — стал оправдываться Петя.</font>
<font size="4">—    Да нет, ни одной не поймал, — ответил друзьям Ваня. Рассказывать про золотую рыбку он не стал.</font>

<font size="4">Как вы думаете, почему Ваня не рассказал друзьям о встрече с золотой рыбкой?</font>
<font size="4">  Ребята уселись на мостках, закинули удочки. Рыба стала клевать, и скоро мальчики наловили целое ведерко плотвы.</font>
<font size="4">Между тем солнце поднималось выше, пригревало сильнее.</font>
<font size="4">—    Ух, как жарко, - заметил Сережа, вытирая пот со лба.</font>
<font size="4">—    Может, искупаемся? - спросил Петя.</font>
<font size="4">—    Я согласен, — ответил Вани. Он опустил с мостка ногу и дотронулся до воды. — Теплая водичка. Давайте разденемся и поплаваем.</font>
<font size="4">Ребята стали раздеваться. Но вдруг Ваня услышал нежный тихий голосок золотой рыбки:</font>
<font size="4">—    Ванюша, здесь дно плохое - вязкое, илистое, а на дне осколки острые и жестянки ржавые. Иди за мной вдоль берега по тропинке, я покажу, где можно купаться.</font>
<font size="4">—    Спасибо, золотая рыбка, - прошептал Ваня, обращаясь к ребятам, сказал: — Нет, ребята, здесь купаться не стоит. Пойдемте поищем хорошее место для купания.</font>
<font size="4">Друзья взяли удочки и ведерки, сложили одежду и пошли за Ваней по тропинке. Рыбка плыла вдоль берега и указывала мальчику дорогу.</font>
<font size="4">Скоро ребята оказались па песчаной отмели, где было много купальщиков: кое-кто загорал на теплом песочке, малыши под присмотром мам и бабушек барахтались около берега.</font>
<font size="4">-    Отличное местечко! Вот здесь и искупаемся, - предложил Сережа.</font>
<font size="4">Ваня посмотрел на золотую рыбку. И услышал ее слова:</font>
<font size="4">—    Здесь безопасно. Купайтесь, ребята. Спасибо тебе, Ваня! Вспоминай обо мне, и я тебя не забуду!</font>
<font size="4">-    Ваня. Ванечка! — окликнул мальчика знакомый голос.</font>
<font size="4">Он обернулся и увидел бабушку.</font>
<font size="4">—    А я уже тревожиться стала и пошла тебя искать, — объяснила бабушка.</font>
<font size="4">—    Бабуля, мы купаться хотим, очень жарко!</font>
<font size="4">—    Что ж, купайтесь, а я пригляжу за вами, — сказала бабушка. — Сережа, Петя, а вы плавать-то умеете? — спросила она ребят.</font>
<font size="4">—    Конечно, умеем, — хором ответили мальчики.</font>
<font size="4">—    Ну и хорошо! Только не заплывайте далеко и не ныряйте, да за руки, за ноги друг друга не хватайте!</font>
<font size="4">—    Ладно, бабуль, не будем, — пообещал Ваня. И ребята побежали купаться.</font>

<font size="4">ВОПРОСЫ</font>

<font size="4">Куда отправился Ваня па рассвете? Кого он поймал?</font>
<font size="4">Что сказала мальчику золотая рыбка? Почему она предостерегла Ваню от купания возле мостков?</font>
<font size="4">Куда привела Ваню и его друзей золотая рыбка? Кто присматривал за ребятами во время купания? 
Почему детям нельзя купаться без присмотра взрослых? 
Почему нельзя шалить в воде, хватать друг друга за ноги, за руки? 
Почему нельзя купаться в незнакомом месте? 
Как вы думаете, какие советы могла бы дать Ване золотая рыбка?</font>

 

<font size="4">ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ</font>


<font size="4">Купайтесь только под присмотром взрослых. </font>
<font size="4">Не купайтесь в незнакомых местах. </font>
<font size="4">Купаться можно в специально оборудованных местах.</font>
<font size="4">Во время купания не хватайте друг друга за руки и за ноги.</font>

СКАЗКА "ВОЛШЕБНЫЕ ВОРОНЫ". БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЛЬДУ

<font size="4">   Может быть, вам приходилось мчаться на лыжах по лыжне, проложенной по льду реки или озера? Если стоят сильные морозы, и лед на водоеме толстый и прочный, то ничего страшного в этом нет. А вот в начале зимы, когда лед еще не окреп, ломается под ногами со звоном и хрустом или потрескивает, выходить на него нельзя! В это время года наиболее опасна середина водоема. Представьте себе неосторожного человека, который идет по неокрепшему еще льду и вдруг слышит, что лед начал трещать.</font>
<font size="4">Как вы думаете, что следует делать?</font>
<font size="4">   Нужно немедленно ложиться и ползти по своим следам к берегу.</font>
<font size="4">Запомните, что даже в самые трескучие морозы, находясь на льду водоема, надо соблюдать осторожность. Лед может быть непрочным около стока вод с фермы или с фабрики, около кустов и зарослей камыша и там, где болотные травы вмерзли в него. Иногда метели наносят высокие сугробы на льду. Их</font> <font size="4">лучше обходить стороной, потому что под снегом лед всегда тоньше. Более тонким и непрочным он бывает и в тех местах, где в реку впадает ручей или бьют ключи.</font>
<font size="4">Давайте представим, что кто-то хочет сократить путь и пройти короткой дорогой по льду пруда или озера. </font>
<font size="4">Как правильно это сделать?</font>
<font size="4">   Прежде всего, стоя на берегу, нужно мысленно наметить верный маршрут. Лучше всего идти по свежим следам людей, прощупывая дорогу палкой. Если вы идете по льду на лыжах, то крепления нужно отстегнуть, а палки держать свободно, не накидывая петли на кисти рук. Если у вас рюкзак, его лучше повесить только на одно плечо, чтобы в случае опасности сразу сбросить.</font>
<font size="4">Весной, когда начинает пригревать солнышко, лед на водоемах становится рыхлым, вода просачивается сквозь него и заполняет следы, а ломается лед без треска. В конце зимы наиболее опасными становятся места возле берега и под мостами. Запомните, что на подтаивающий весной лед выходить нельзя!</font>
<font size="4">Послушайте сказку.</font>

 

<font size="4">ВОЛШЕБНЫЕ ВОРОНЫ</font>

<font size="4"></font><font size="4">   Зимой Саша каталась на санках с крутого речного обрыва. Сани быстро мчались вниз, взметая холодные облака колючей снежной пыли, а потом, плавно скользя, еще далеко катились по льду, почти до самой середины реки.</font>
<font size="4">Морозы стояли сильные, и лед на реке был прочный. Кое-где на льду сидели рыбаки, закутанные в толстые шубы и тулупы. Саша заметила, что возле одного из рыбаков постоянно крутятся две вороны.</font>
<font size="4">Однажды девочка увидела такую картину: пока одна ворона скакала перед самым носом рыболова, отвлекая его внимание, другая бочком-бочком подобралась к только что пойманной мелкой рыбешке и стащила рыбку.</font>
<font size="4">—    Ишь, какие хитрые подружки-вороны, — подумала Саша. — Одна рыболова отвлекает, а другая — рыбку таскает.</font>
<font size="4">—    Дяденька, — сказала она, подходя к рыбаку, — а у вас ворона рыбку стащила.</font>
<font size="4">—    Да мне не жалко, — добродушно ответил тот. — Зимой птицам корм найти трудно, вот я их и угощаю, а они добро не забывают. Придет время, и вороны меня предупредят, что на лед выходить нельзя.</font>
<font size="4">—    Почему нельзя? - удивилась Саша.</font>
<font size="4">—    А потому что весной лед на реке становится рыхлым, тонким, особенно у берега. Можно невзначай и в ледяной ванне искупаться!</font>
<font size="4">Как же вороны вас предупредят? — продолжала допытываться Саша.</font>
<font size="4">—    А очень даже просто. Подлетят ко мне поближе и скажут: «Кар-кар-кар! Василии! Завтра на рыбалку не выходи, опасно! Можно под лед провалиться». Я их послушаюсь и на рыбалку не пойду. Подожду, когда река ото льда очистится, снег кругом растает и трава зазеленеет. Вот тогда можно снова брать удочки и идти на реку.</font>
<font size="4">- Разве вороны умеют говорить? — еще больше удивилась девочка. - Вы, наверное, шутите?</font>
<font size="4">    Пет, не шучу,    серьезно ответил Василич. — Это ведь не простые вороны, а волшебные. Они в сказочном лесу живут, с самим старичком-лесовичком дружат, а тем, кто их подкармливает, всегда помогают.</font>
<font size="4">Василич махнул рукой в сторону леса. Саша заметила, что лес и вправду сказочный — заиндевелый, похожий на снежный терем.</font>
<font size="4">Василич собрал удочки и ушел, а Сашенька решила, что тоже будет угощать волшебных ворон.</font>
<font size="4">На другой день девочка принесла из дома большой бутерброд. Села на санки и стала крошить хлеб, а вороны тут как тут.</font>
<font size="4">Саша отошла в сторонку, чтобы не мешать воронам обедать. Перекусив, умные птицы стали важно расхаживать около девочки, и вдруг одна из них подняла голову, посмотрела на Сашу и негромко сказала: «Спасибо, Сашенька, спасибо!» Другая ворона закивала головой, соглашаясь с подругой.</font>
<font size="4">Девочка просто ушам своим не поверила:</font>
<font size="4">Не обманул меня рыболов Василич. Вороны-то и вправду волшебные!</font>
<font size="4">С тех пор она каждый день захватывала для птиц какое-нибудь лакомство.</font>
<font size="4">А между тем солнце с каждым днем поднималось все выше, пригревало сильнее, и па сугробах появилась блестящая ледяная корочка. Дни стали длиннее, а па ивовых кустах у реки весело и звонко чирикали станки задорных воробышков. Лед на реке сделался рыхлым, следы к полудню наполнялись талой водой.</font>
<font size="4">Однажды Саша пришла на горку и заметила, что Василича на обычном месте нет. Только девочка хотела съехать на сапках с горы, как у нее над головой закружились встревоженные вороны.</font>
<font size="4">Как вы думаете, почему встревожились вороны?</font>
<font size="4">Кар! Кар! Кар! — закричали они. - Саша! Сашенька! Не катайся больше с этой горки, лед на реке слабый, рыхлый, не выдержит и может проломиться, — предупредили девочку птицы.</font>
<font size="4">—    Хорошо, не буду, — ответила Саша. Тут веревка невзначай выскользнула из рук девочки, и сани съехали вниз с обрыва. Раздался треск, и они оказались в воде.</font>
<font size="4">—    Эх, мои саночки! Как теперь я их достану?</font>
<font size="4">—    Не волнуйся, — успокоили девочку вороны, мы тебе поможем. Ты только, смотри, на лед не выбегай, а то и сама в ледяной воде окажешься!</font>
<font size="4">Вороны полетели в лес и позвали на помощь других птиц. Они дружно схватили клювами веревку и вытащили сани из воды на берег.</font>
<font size="4">Саша поблагодарила птиц, посыпала им хлебных крошек и пошла домой.</font>
<font size="4">— Видно, пора убирать санки до следующей зимы, — подумала девочка.</font>

<font size="4">ВОПРОСЫ</font>
<font size="4">Где Саша каталась на санках?</font>
<font size="4">С кем познакомилась девочка у реки?</font>
<font size="4">Что рассказал Саше рыболов Василия?</font>
<font size="4">Как помогли Саше волшебные вороны?</font>
<font size="4">Почему нельзя выходить на лед водоема весной и в начале зимы?</font>
<font size="4">Где располагаются наиболее опасные участки льда весной: у берега или на середине водоема? А в начале зимы?</font>
<font size="4">В каких местах лед может быть непрочным даже в сильные морозы?</font>

 

<font size="4">Безопасность на льду</font>

<font size="4">Не выходите на тонкий лед в начале зимы и в начале весны.</font>
<font size="4">Запомните, что весной лед ломается бесшумно, а в начале зимы со звонким хрустом и треском. Двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.</font>
<font size="4">Имейте палку, чтобы прощупывать перед собой путь.</font>
<font size="4">Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.</font>
<font size="4">Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема, а в конце зимы — участки возле берега.</font>
<font size="4">Запомните, что менее прочным лед бывает, там где:</font>
<font size="4">наметены сугробы; растут кусты; трава вмерзла в лед; бьют ключи; быстрое течение; в реку впадает ручей;</font> <font size="4">в водоем попадают сливные воды с фермы или фабрики.</font>

СКАЗКА "ОСКОЛОК СТЕКЛА". ПОЖАР В ЛЕСУ

<font size="4">   Представьте, что погожим августовским деньком вы собрались на прогулку в лес. В лесу тепло и сухо. Прикоснешься ли рукой к шершавой ветке, к головкам колючей травы, присядешь ли на пригорке, усыпанном пожелтевшими иголками хвои, — все душистое и сухое. В такие дни особенно опасно разводить в лесу огонь!
Знаете ли вы, почему вспыхивают лесные пожары?
    Иногда поджечь лес может и молния. Но это случается редко. Чаще всего причиной лесных пожаров становится небрежность и неосторожность людей. Пожар начинается из-за брошенной горящей спички, непотушенной сигареты, непогашенного костра и даже осколка толстого стекла. Да, не удивляйтесь! Осколок стекла может собрать солнечные лучи в одну точку (ее называют фокусом) и сыграть роль зажигательной линзы. Сначала начнут тлеть тонкие былинки и прутики, иголочки хвои, потом сухие ветки и валежины. Языки пламени с каждой минутой становятся все больше, взвиваются все выше, захватывая кусты и деревья.
Запомните, что небольшое пламя можно затоптать ногами, сбить ветками или засыпать землей, но тушить лесные пожары могут только взрослые - пожарные и спасатели, используя специальную технику, самолеты, вертолеты.
Как вы думаете, что нужно сделать человеку, который оказался в зоне лесного пожара?
Следует срочно покинуть опасное место. Нужно уходить быстрым шагом против ветра, лучше по просеке, дороге, но берегу реки или ручья.
Если в лесу много дыма, надо смочить водой платок или одежду и дышать через мокрую ткань, а убегать от пожара следует, пригнувшись к земле. Послушайте сказку.</font>

<font size="4">Осколок стекла</font>

<font size="4">   Хотите верьте, хотите нет, но однажды из-за маленького осколка стекла случилась большая беда. Бутылочный осколок лежал на лесном пригорке под старой сосной. Пригорок был густо усыпан сухими порыжевшими сосновыми иголками.
В жаркий летний полдень осколок собрал солнечные лучи в одну точку, и от их тепла стала тлеть тонкая высохшая былинка, потом загорелись сухие иглы хвои, от них огонек перекинулся на обломанные ветки, и в лесу запахло дымом.
Как вы думаете, откуда в лесу появился осколок стекла?
А надо вам сказать, что под корнями сосны в уютной норе жила лисица с лисятами. Лисица почувствовала запах дыма, выглянула из норы и увидела горящие ветки.
Как раз в это время над поляной пролетала сорока, она тоже заметила огонь и громко встревожено застрекотала:
—    Караул! Пожар! Горим! Горим!
—    Эй, сорока-белобока, быстрее лети за медведем, он у нас в лесу главный пожарный, знает, как с огнем справиться. А я побегу зверей созывать на помощь. Если дружно возьмемся за дело, то потушим огонь, ведь он еще маленький.
Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на поляну лесных жителей.
—    Ну-ка, серые заики, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. А бурундуки, еноты и белки засыпайте землей огонь! — стал распоряжаться медведь.
—- А нам что делать? — спросили медведя лисы и волки.
—    Срывайте большие ветки да сбивайте ими пламя, — скомандовал пожарник-медведь.
Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные язычки становились все меньше и скоро совсем погасли.
Никто и не заметил, как одна хитрая огненная змейка спряталась под корягой.
Когда усталые звери разошлись, огненная змейка стала потихоньку лизать корягу, потом поползла по высохшей траве к куче валежника. С каждой минутой она росла и крепла, а когда добралась до валежника, то из маленькой змейки превратилась в настоящего огненного змея. Языки пламени вылетали из его раскрытой пасти, рассыпались искрами и поджигали кусты и деревья.
Ветер подхватил пламя и понес его по лесу. Горящие ветви громко затрещали, лес стал наполняться дымом.
Почуяли звери и птицы запах дыма, выбрались из нор и гнезд и видят: бушует в лесу пожар!
—    Нет, с таким огнем нам не справиться! — решили они. — Придется с насиженных мест сниматься и убегать!
Лисица вывела из норы своих малышей и сказала им:
—    Бегите, детки, за мной к лесному ручью, да пониже к земле пригибайтесь, хвостом мордочку прикрывайте, чтобы дымом не надышаться.
Лисята быстро бежали следом за матерью. Стремительно убегали, спасаясь от огня, и другие лесные обитатели: волки, медведи, белочки, бурундуки. Огненный змей гнался за ними по пятам.
Скоро звери добрались до большой реки, в которую впадал ручей. Они бросились в воду и переплыли на другой берег.
Огненный змей тоже приполз к реке, добрался до самой кромки воды, зашипел, стал гаснуть — перебраться на другой берег он так и не смог. </font>
<font size="4">Как вы думаете, стих ли после этого лесной пожар?</font>
<font size="4">Но пожар не стих. Огонь сдался только тогда, когда в лесу появились пожарные. Люди победили лесной пожар, но зверям и птицам пришлось строить себе новое жилье в другом лесу.</font>


<font size="4">ВОПРОСЫ</font>
<font size="4">Почему в лесу начался пожар? 
Как звери боролись с огнем? 
Куда спряталась огненная змейка? 
Могли ли лесные жители потушить большой пожар? 
Как вы думаете, быстро ли огненная змейка превратилась в большого огненного змея? 
Как звери спасались от лесного пожара? 
Почему, убегая из зоны огня, нужно прикрывать рот и нос мокрым платком? 
Почему надо бежать, пригибаясь к земле? 
Как река помогла зверям спастись от огня? 
Кто потушил лесной пожар?
Почему звери и птицы не смогли вернуться в свой лес?
Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву, бросать бутылка и осколки стекла?</font>

<font size="4">ЗАПОМНИТЕ</font>
<font size="4">Никогда не балуйтесь в лесу со спичками и не разжигайте костров.
Не выжигайте траву под деревьями, на прогалинах, на полянах и лугах.
Не оставляйте на полянах бутылки или осколки стекла.
Если вы оказались в лесу во время лесного пожара, определите направление ветра и направление распространения огня. Выходите из леса в сторону, откуда дует ветер. Дышите через смоченный водой платок или одежду.
Накройте голову мокрой одеждой.
Убегайте от огня, пригнувшись к земле.
Убегайте от огня по дорогам, просекам, берегам рек или ручьев.</font>

СКАЗКА "СОВЕТЫ ЛЕСНОЙ МЫШКИ". БЕЗОПАСНОСТЬ В ЛЕСУ

<font size="4">    Представьте себе, что ясным летним утром вы пришли в лес. В малиннике зреет сладкая сочная малина, на кочках мха в ельнике появились круглые ягодки голубики. То там, то здесь среди травы прячутся под листочками сыроежки и маслята, под березами растут подберезовики, а возле осин — подосиновики.</font>
<font size="4">Много в лесу знакомых грибов и ягод, но еще больше тех, о которых вы ничего не знаете.</font>
<font size="4">Можно ли собирать незнакомые ягоды и грибы? Почему?</font>
<font size="4">Конечно же, нельзя! Ведь кроме съедобных попадаются и очень опасные, ядовитые ягоды и грибы. Поэтому, если рядом с вами нет взрослых, никогда не спешите сорвать и положить в рот незнакомую ягоду, даже если она выглядит красиво и аппетитно.</font>
<font size="4">Ядовиты и ярко-красные ягоды ландыша, и черные сочные ягоды вороньего глаза, и красные, похожие на вишенки, ягоды волчьего лыка. Есть в лесу и на лугах ядовитые травы и цветы: всем известный желтый лютик, а также трава чемерица.</font>
<font size="4">На болотах и в зарослях ольшаника встречается очень опасное растение, которое называется болотистым вехом. Ядовито все растение, но особенно — толстое мясистое, похожее на морковь корневище.</font>
<font size="4">Иногда в густом лесу, рядом с малинником растет пахучая трава, которая называется дурманом. Человек, вдыхающий запах дурмана, может потерять сознание и упасть в обморок. Поэтому, если в лесном малиннике в знойный летний полдень у вас начнет кружиться голова, немедленно покиньте это место.</font>
<font size="4">Но склонам оврагов и на берегах рек, где много влаги, растет трава красавка. У нее красивые цветы похожие на крупные розовато-красные колокольчики. Но собирать их в букеты нельзя. Ведь красавка очень ядовитое растение!</font>
<font size="4">А теперь давайте поговорим об опасных грибах. </font>
<font size="4">Какие ядовитые грибы вы знаете?</font>
<font size="4">Ну, конечно, мухоморы. Шляпки их бывают окрашены в ярко-красный или серовато-бурый цвет.</font>
<font size="4">Один из самых ядовитых грибов — бледная поганка. Его часто путают с сыроежкой или шампиньоном. Цвет шляпки — зеленоватый или желтоватый, а ножка бледной поганки внизу утолщенная.</font>
<font size="4">Очень ядовитый гриб — ложный опенок. Он, как и настоящий опенок, растет на гнилых стволах и на пнях. От настоящего опенка его отличает неприятный запах и буро-зеленая слизь на ножке и шляпке гриба.</font>
<font size="4">А вот сатанинский гриб похож на белый, но если его надрезать ножом, то место надреза через несколько минут розовеет или синеет.</font>
<font size="4">Каждый грибник должен исполнять несколько очень простых, но важных правил, чтобы «тихая охота», а именно так называют собирание грибов, принесла человеку радость, а не беду.</font>
<font size="4">Послушайте сказку.</font>

<font size="4">Советы лесной Мышки</font>

<font size="4">   Летом Настя гостила у бабушки в деревне. </font><font size="4">Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы, по ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.</font>
<font size="4">—    Ах! Какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они? — подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.</font>
<font size="4">О Какой совет вы могли бы дать девочке?</font>
<font size="4">—    Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, - услышала Настя чей-то тонкий голосок.</font>
<font size="4">—    Ой, кто это? — удивилась Настенька.</font>
<font size="4">Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки. Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.</font>
<font size="4">Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными смышлеными глазками и крошечными розовыми ушками.</font>
<font size="4">—    Лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, е темной полоской вдоль спинки! - обрадовалась Настя.</font>
<font size="4">Она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.</font>
<font size="4">—</font><font size="4"> Это ты со мной разговаривала, мышка? — спросила девочка.</font>
<font size="4">—    Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.</font>
<font size="4">—    Спасибо, мышка! — поблагодарила Настя. — Но я не знала, что мыши умеют говорить.</font>
<font size="4">—</font><font size="4"> Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, — пропищала мышка. — Я вижу, Настенька, ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах — какие съедобные, а какие нет.</font>
<font size="4">—    Это ты, мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы приезжаю, — объяснила Настя.</font>
<font size="4">—    Что ж, если хочешь, я с тобой в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них.</font>
<font size="4">—    Конечно, хочу! — обрадовалась девочка.</font>
<font size="4">—    Ну, тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.</font>
<font size="4">Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.</font>
<font size="4">—    Что ото за ягоды? - спросила Настя у мышки.</font>
<font size="4">—    Это семена ландыша.</font>
<font size="4">—    Ландыша? — удивилась девочка. — А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики...</font>
<font size="4">—    Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды — очень ядовитые!</font>
<font size="4">Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню.</font>
<font size="4">—    А эти ягоды съедобные или ядовитые? — спросила она мышку.</font>
<font size="4">—    Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя! — предупредила девочку мышка.</font>
<font size="4">—    Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка! На глаз с большими ресницами похожа.</font>
<font size="4">—    А ее так и называют — вороний глаз. Черная сочная ягодка лежит на зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви!</font>
<font size="4">—     Хорошо, не буду. А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?</font>
<font size="4">— Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них. </font><font size="4">Мышка привела девочку на поляну. Настя наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода. </font><font size="4">Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.</font>
<font size="4">Настя и мышка с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.</font>
<font size="4">—    Здорово! — воскликнула Настя. — А скажи, из какого гриба пила воду белка?</font>
<font size="4">—    Этот гриб называется черным груздем — чернушкой. Вообще-то, чернушки — съедобные грибы, их мариновать и солить можно, но этот гриб уже старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы других грибов наберем.</font>
<font size="4">Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.</font>

<font size="4">Какие съедобные грибы вы знаете? Как они выглядят?</font>
<font size="4">—    А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! — сказала Настенька, указывая на большой ярко-красный мухомор, шляпка которого была словно забрызгана белой известкой.</font>
<font size="4">Мухомор не таясь рос под молоденькой елочкой.</font>
<font size="4">—    Мне бабушка рассказывала, что другие грибочки под листиками таятся, в мох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.</font>
<font size="4">Настя взяла хворостину и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышь остановила ее.</font>
<font size="4">—    Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны-лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пусть себе растет, лесное царство украшает и лосям помогает.</font>
<font size="4">Долго еще Настя с мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка.</font>
<font size="4">Потом мышка проводила Настю до дома и вернулась в избушку доброго старичка-лесовичка.</font>

<font size="4">ВОПРОСЫ</font>
<font size="4">Где Настя гостила летом?</font>
<font size="4">Куда пошла Настя?</font>
<font size="4">Кого встретила девочка по дороге в лес?</font>
<font size="4">О чем рассказала ей лесная мышка?</font>
<font size="4">Почему нельзя собирать и есть ягоды бузины, ландыша, вороньего глаза? Как они выглядят?</font>
<font size="4">Какие съедобные ягоды вы знаете? Расскажите, как они выглядят.</font>
<font size="4">Какие ядовитые грибы вы знаете? Расскажите, как они выглядят.</font>
<font size="4">Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы?</font>

<font size="4">Не собирайте незнакомые грибы. </font>
<font size="4">Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог. </font>
<font size="4">Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.</font>
<font size="4">Не храните необработанные грибы более суток.</font>
<font size="4">К ядовитым грибам относятся:</font>
<font size="4">бледная поганка,</font>
<font size="4">мухомор,</font>
<font size="4">ложный опенок,</font>
<font size="4">сатанинский гриб.</font>

 

<font size="4">ПРАВИЛА</font>

<font size="4">Осторожно - ядовитые Грибы и ягоды!</font>
<font size="4">Не собирайте незнакомые ягоды. Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым. К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый.</font>

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.