Международное тестирование PISA
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества образования, которое отвечает на вопрос: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получающие общее базовое образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование проводится трехлетними циклами начиная с 2000 года.
Результаты исследований публикуются каждые три года вместе с показателями, характеризующими системы образования разных стран. Эта информация позволяет странам-участницам сравнивать свои достижения с достижениями других стран и использовать результаты сравнения при определении политики в области школьного образования.
В международном исследовании участвуют многие страны мира. В первом исследовании PISA (2000 г.) принимали участие 32 страны, в 2015 –72 страны, в 2018 году планируют участвовали 82 страны.
В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника базовой школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных жизненных ситуациях. В дальнейшем эти умения будут способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни. Исследование PISA диагностирует подготовку молодежи ко «взрослой» жизни, что отличает его от других международных исследований, основной целью которых является проверка определенных учебными программами предметных знаний и умений в основном с помощью выполнения учебных заданий мало или совсем не связанных с реальной жизнью.
Традиционно исследование проходит по трем направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность».
Грамотность чтения – способность человека к пониманию письменных текстов, к использованию их содержания для развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
Математическая грамотность – это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучная грамотность – способность человека использовать естественнонаучные знания для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах; способность проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.