Цель и задачи профориентации школьников.
Методы, принципы и этапы профориентационной работы.
Профориентация призвана способствовать осуществлению предусмотренного Конституцией БР права граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей рынка труда.
Выбор профессии — сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельности личности по профессиональному самоопределению.
Цель профориентации – помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии; формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.
Общими задачами профориентации школьников являются следующие:
- осознание своих желаний и возможностей;
- исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
- знакомство с особенностями современного рынка труда;
- помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
- помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
- составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными;
- создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;
- формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы.
В работе следует опираться на принципы:
- принцип сознательности в выборе профессии;
- принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
- принцип активности: человек сам активно выбирает профессию;
- принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.
Методы:
- лекционный метод передачи знаний;
- психодиагностические методы исследования личности;
- методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
Процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.
Этапы профессиональной ориентации школьников
Этапы |
Цель |
Педагогические задачи |
Этап актуализации проблемы выбора профессии (1—4 классы). |
Сформировать первоначальное представление о мире труда, познакомить с наиболее доступными профессиями. |
1. Развитие потребности в учебном и общественно полезном труде. 2. Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее доступными из них. 3. Вооружение доступными элементами труда по разным профессиям. 4. Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности. |
Этап формирования профессиональной направленности. (5—7 классы). |
Сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии. |
1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах. 2. Выявление и развитие профессиональных интересов. 3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии. 4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания. 5. Вооружение трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда. |
Этап формирования профессионального самосознания (8—9 классы). |
Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования. |
1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии. 2. Развитие качеств, необходимых для овладения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств. 3. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования. 4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной. |
Этап уточнения социально-профессионального статуса (10—11 классы). |
Сформировать убежденность в правильности выбора профессии. |
1. Формирование знаний и умений по определенной профессии. 2.Корректировка программы самоподготовки к избранной профессия. 3. Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии. |
Таким образом, решение этих задач направлено на подготовку учащихся ко времени окончания средней школы и осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования. Профессиональная ориентация в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной профессии.