Когда ребенку исполнится 4 года, объясните ему, что в вашем доме собрана детская библиотека. Попробуйте вместе с ним систематизировать ее по типу взрослой: сказки, книжки одного автора, книжки по временам года, книжки зарубежных авторов, загадки, пословицы, азбуки и т. д.
Вместе с ребенком придумайте название библиотеки и постоянно ее пополняйте.
«Детская лаборатория». Попробуйте создать в квартире элементарную детскую лабораторию — соберите в ящичке или на специальной полке различные предметы: магниты, отслужившие свой срок телефоны; бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, термометры, микровесы, микрокалькуляторы, компасы. Постепенно вводите новые предметы и показывайте ребенку способы их действия.
«Шкаф находок». Выдающийся польский врач и педагог Януш Корчак предлагал организовать в семье «Шкаф находок». В этот шкаф ребенок (а лучше, если это будут делать все члены семьи) приносит и складывает все то необычное, что он находит в окружающем мире, природе и что может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Например, корягу, красивый листочек, фантик, камушек. В дальнейшем происходит обсуждение найденных предметов.
«Уголок ребусов, шарад, головоломок». Для развития у ребенка сообразительности, гибкости ума, быстроты реакции предлагаю организовать уголок шарад, ребусов, головоломок.
«Моя родословная, или ленточка моей жизни». В детской обязательно должны быть фотографии ребенка. Еще лучше — когда малыш постоянно видит перед собой семейные снимки или фотографии из семейного архива — так у него закладывается интерес к родословной своей семьи.
«Альбомы по интересам». Как узнавать, развивать, формировать детские интересы? Предлагаем пойти путем проб и ошибок. Приобретите несколько альбомчиков и предложите ребенку собирать и наклеивать в них:
- фантики от конфет,
- открытки с изображением цветов,
- картинки с изображением машин,
- иллюстрации с изображением игрушек,
- иллюстрации с изображением животных и т. д.
Пусть ребёнок в дальнейшем перестанет заниматься этим делом, а его интерес проявится совершенно в другом — такие занятия обязательно оставят положительный след. Ведь «собирать по теме» — значит систематизировать, обобщать, углублять детские познания.