Визуализация информации — мощный инструмент донесения мыслей и идей до конечного потребителя, помощник в восприятии и анализе данных.
Особенно выросла роль визуализации в связи с активным развитием информационных технологий. Мы не успеваем не только усваивать, но порой даже бегло ознакомиться с потоком информации, приходящим к нам через Интернет. И именно средства визуализации облегчают восприятие и помогают нашему мозгу справляться с обработкой сотен терабайт данных.
Но, хотя понятие визуализации появилось совсем недавно, визуальные средства, облегчающие построение ментальных образов, имеют давнюю историю. Примерами визуализации могут служить географические карты, периодическая таблица Менделеева, всевозможные графики и диаграммы и т.п. А педагогам это понятие знакомо под названием одного из традиционных педагогических принципов — принципа наглядности.
Многочисленные исследования подтверждают, что:
- 90 % информации человек воспринимает через зрение;
- 70 % сенсорных рецепторов находятся в глазах;
- около половины нейронов головного мозга человека задействованы в обработке визуальной информации;
- на 17 % выше производительность человека, работающего с визуальной информацией;
- на 4,5 % лучше вспоминаются детали визуальной информации;
- в 60 000 раз быстрее воспринимается визуальная информация по сравнению с текстовой;
- человек запоминает 10 % из услышанного, 20 % — из увиденного и 80 % — из увиденного и сделанного;
- человек выполняет инструкцию на 323 % лучше, если она содержит иллюстрации.
Успех визуализации напрямую зависит от того, какое выбрано средство визуализации, как его используют и как оно оформлено.
Сегодня мы познакомим вас с основными средствами визуализации информации, которые можно использовать в образовательном процессе, и расскажем об особенностях применения данных продуктов. При умелом использовании средства визуализации информации позволят каждый ваш урок сделать ярким и незабываемым.
Лента времени
«Лента времени» (англ. timeline) — это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Таким образом можно получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-то событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Кроме того, фрагмент текста или картинку можно оформить как гиперссылку на сторонний ресурс в Интернете, в котором событие раскрывается более подробно.
По сути таймлайн представляет собой вертикальную или горизонтальную линию, на которой отмечают по времени разные элементы. Таймлайн также включает заголовок и подзаголовок с объяснением того, какой теме он посвящен, отметки с датами и изображения.
Зачем использовать таймлайн в образовательном процессе?
Этот инструмент:
- дает понимание хронологии и периодизации;
- способствует развитию навыка работы с информацией;
- позволяет делать широкие обобщения для лучшего восприятия темы;
- помогает представить данные наглядно.
Лента времени идеально подходит для организации образовательного процесса по самым различным школьным предметам. Самый яркий пример — это использование лент времени на уроках истории. Благодаря чёткому представлению в виде временных отрезков и визуальному оформлению ленты учащиеся смогут лучше представить какое-то событие и быстрее запомнить его.
Вы можете включить в ленту времени и события своей семьи, вашу родословную или родословные ваших учащихся, а также какие-то темы из истории искусств, музыки, науки, транспорта, внеся разнообразие в организацию воспитательной работы в классе.
Работа над формированием умения устанавливать последовательность должна быть планомерной и системной. Ребенка уже в начальных классах надо постепенно обучать выделенному спектру умений, начиная с несложных заданий на узнавание предмета по его характеристике (например, отгадывание загадок), затем давать задания на нахождение сходств и отличий в предъявляемых предметах (например, игра «Чем похожи?»), группировку предметов (например, игры «Найди лишний предмет в ряду», «Подбери по цвету и форме», «Продолжи ряд»), переходя к более сложным по составу входящих в них операций заданиям:
Такие задания можно предлагать на любом предметном материале.Например, курс «Введение в школьную жизнь» (1 класс). Значительное число заданий, включенных в содержание курса предполагают использование дидактических игр на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. Представление о ленте времени обучающиеся получают при выполнении заданий на составление режима дня.
В курсе математики рассматриваются числовые последовательности и предлагаются различные задания на нахождение и расположение чисел (величин) в определенном порядке.
В русском языке важно установление последовательности действий при применении правил, также можно предложить задания по работе с текстом:
- расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился рассказ;
- расположите реплики диалога в правильной последовательности;
- расположите вопросы к тексту в правильной последовательности.
На уроках литературного чтения детям предлагаются задания на установление последовательности событий в произведении, фактов в биографии писателя, составление каталога произведений писателя, установления соотношений между частями текста.
На уроках «Человек и мир» также возможно организовать работу над установлением последовательности природных явлений, составлением алгоритмов действий и правил поведения.
Если в 1 – 2 классах обучающиеся выполняют задания на установление последовательности в «бумажном» варианте, то в 3 – 4 классах им можно предлагать составление лент времени с помощью специальных онлайн-сервисов – таймлайнов.
Лента времени станет незаменимым помощником в обучении детей любого возраста, как младшего школьного, так и старшего, облегчив восприятие и запоминание временных цепочек. Попробуйте ленту времени в действии — и вы быстро оцените возможности этого визуального инструмента.
Коллаж
Коллаж — еще одно из средств визуализации информации, которое может использовать в своей работе учитель.
В изобразительном искусстве коллаж является техническим приемом, который заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Фотоколлаж как производная коллажа представляет собой произвольное соединение в одной картинке или фотографии нескольких фотоизображений, иногда даже не связанных между собой по стилю и содержанию.
При создании фотоколлажей используются различные визуальные приемы, которые позволяют сделать итоговую картинку яркой и запоминающейся: наложение одного изображения на другое, совмещение нескольких изображений в одном, представление фото в виде мозаики или пазла, вставка яркой подложки, всевозможные рамочки, фигуры, линии и т.п.
Создавать коллажи можно как вручную, используя бумажную или текстильную основу и распечатанные фотографии, так и на компьютере с помощью специальных программ или онлайн-сервисов.
Если вы хотите создать фотоколлаж с единственным и неповторимым дизайном, то для этого лучше всего подойдет Photoshop (или другой графический редактор) и ваше воображение. Надо отметить, что на такую «ручную» работу может уйти несколько часов времени, зато и результат, несомненно, порадует.
Однако если перед вами не стоит задача создать уникальное творение, то практичнее сделать фотоколлаж в одном из онлайн-сервисов с уже готовыми шаблонами. Создание коллажа в таком сервисе займет считанные минуты. Вы просто вставляете необходимые фотоизображения в выбранный шаблон и нажимаете кнопку «создать» («сгенерировать»). Полученный продукт можно скачать на компьютер, выслать по электронной почте или поделиться им в соцсетях с друзьями.
Коллаж в работе учителя является яркой картинкой, привлекающей к себе внимание, благодаря чему его можно использовать везде, где требуется презентация кого- или чего-либо:
- фотоколлаж целого класса или отдельной группы учащихся, например, победителей конкурсов, соревнований, участников форума или пленера (на сайте, в блоге, в мультимедийной или видеопрезентации, на доске объявлений в школе и т.п.);
- результаты образовательного или воспитательного проекта, коллективной работы, отдельных работ, представленных на выставках изобразительного искусства, декоративно-прикладного, технического творчества и т.п.;
- на уроках при ознакомлении с новым материалом, при подведении итогов, в любой учебной ситуации, где требуется представить какие-то продукты образовательной деятельности;
- в портфолио учащегося или учителя;
- в поздравительных открытках, газетах-молниях;
- в работе школьных музеев и галерей детского творчества.
А вот примеры использования коллажей на уроках русского языка.
Облако слов
С облаком слов или тегов вы наверняка уже не раз встречались в сети Интернет. Как правило, такое облако «висит» на сайте в боковой колонке, а при наведении курсора на него слова начинают или увеличиваться в размерах, или «вращаться» вокруг невидимой нам оси.
Первоначально облака слов выступали только как средства организации гиперссылок. Постепенно их функции видоизменялись, и сегодня область их использования гораздо шире.
Во-первых, словами, из которых формируется облако, теперь могут быть не только гиперссылки. Вы можете взять любой текст и с помощью специальных программных средств превратить его в облако слов. Во-вторых, облака слов нашли применение, помимо сайтостроения, во многих других сферах, в том числе в сфере образования.
Каким образом учитель может использовать облака слов в своей работе?
Существуют различные способы:
- как дидактический материал на уроках (в электронном виде или распечатанный на принтере);
- для представления информации о себе или о каком-то человеке (в портфолио, при обобщении опыта, на презентациях, на сайте и/или в блоге);
- для создания ярких, запоминающихся продуктов (открытки, информационно-рекламные буклеты, бюллетени, презентации);
- для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах (при обобщении опыта, в аналитических материалах, в презентациях и т.п.);
- как визуализацию критериев оценивания чего-либо;
- для представления результатов опроса или обсуждения;
- и много других вариантов, которые подскажут вам профессиональный опыт и творческое воображение.
Приведу несколько конкретных примеров использования облака слов:
- на уроках русского языка и литературы:
- задание «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
- задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
- задание «Словарные слова» — можно использовать различные вариации данного задания: облако из одного словарного слова; облако из словарных слов в рамках одной изученной темы; облако из слов, изученных за год, и т.д.;
- задание «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
- задание «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений;
- на уроках математики:
- задание «Устный счет» (кто быстрее решит все примеры? Кто найдет больше примеров и решит их? Решить только те примеры, которые имеют положительный ответ и т.п.);
- задание «Составьте примеры» — облако содержит математические термины, знаки, цифры;
- на этапе сообщения темы урока для повышения мотивации и интереса учащихся — облако содержит красочное и оригинально оформленное название темы;
- на этапе закрепления или контроля знаний — облако слов содержит основные понятия по пройденной теме. Учащиеся выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают определение или раскрывают понятие;
- на любом уроке и любом этапе урока — задание «Найди лишнее слово»: для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки и т.п.;
- во внеклассной работе — конкурс плакатов, создание логотипа команды, «Облако эмоций» и т.д.
- задание «Сформулируй тему урока» –в облако включить слова по теме урока либо из формулировки темы урока, которую учащиеся должны определить;
- задание «Облако эмоций» — собрать в облако слова, которые раскрывают, какие чувства испытывает ученик на уроке
- задание «Облако признаков» — собрать в облако слова, которые описывают какой-либо предмет
- задание «Облако синонимов» — представить синонимический ряд в виде облака;
- задание «Словарные слова» — можно использовать различные вариации данного задания: облако из одного словарного слова; облако из словарных слов в рамках одной изученной темы; облако из слов, изученных за год, и т.д.;
- задание «Найди лишнее слово» позволяет организовать работу на выявление слов с ошибками в написании, либо на выявление слов-исключений, выявление слов на другое правило и т.п.;
- задание «Составь предложение», используя как можно больше слов из облака.
Обзор программ для создания облака слов.
Визуализация в обучении позволяет решить целый ряд педагогических задач. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.